Что такое фреска. История. Как создаются фрески
«Чудо со статиром» (также «Чудо с динарием») — фреска итальянского живописца Мазаччо. Создана в 1425—1427 годах. Находится в часовне Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции.
Слово Фреска происходит от итал. Affresco – свежий. Это живопись на влажной, свежей штукатурке, одна из техник настенной живописи, противоположная росписи по сухому (итал. al secco, или a secco, — «по сухому»»).
Технология фресок, как «по влажному», так и «по сухому» была тщательно исследована. Если принять технику фрески «по влажному» с использованием извести за стандарт, то далеко не все древние стенописи следует считать сугубо фресками. Это доказал в своей книге «Материалы и ремесла Древнего Египта» британский египтолог А. Лукас.
Египетская цивилизация в ранний период не знала извести. Использование извести началось примерно с IV века до н. э. во времена Птолемеев и было заимствовано у греков.
Фрески Акротири, остров Санторин. Нац. археологический музей (Афины)
Известь была известна в Ассирии, Вавилонии, в Финикии. Смесь извести с размолотым в порошок кирпичом использовали для создания влагостойких замазок при создании акведуков или гидротехнических сооружений. Входила известь и в смесь с гипсом при штукатурке сооружений.
Высококачественные известковые смеси использовались в жилых и дворцовых постройках эгейской культуры, которые были грунтом для стенописей. Но даже их условно относят к фрескам как «по влажному».
Египетская стенопись, около 1400 до н. е.
Есть значительные разногласия и со стенописями Древнего Рима, которые имеют значительные отличия от прославленных фресок эпохи итальянского Возрождения. По выводам Эрнста Бергера технология итальянских мастеров отличается от технологии древнеримской. Того же мнения придерживался и известный советский технолог Д. И. Киплик. По заключению технологов, не было единой стандартной техники фрески «по влажному». Но безусловно, что эта технология зародилась в глубинах античной культуры, и была распространена на всю территорию античной ойкумены.
Ойкуме́на — освоенная человечеством часть мира. Термин введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе.
Различия в технологиях, однако, не стали помехой при создании стенописей высокой художественной ценности и в Древнем Египте, и на острове Крит, и в Древней Греции, о чем свидетельствуют археологические находки в соответствующих регионах.
Разновидности фресок
Существует более сухая (al secco) и более влажная (al fresco) технология написания фрески. Написание фресок al secco не является достаточно сложным процессом. Известковая вода и пигмент наносятся вместе, но повторное увлажнение штукатурки ведет к её порче.
Поклонения волхвов, Каппадокия, 12 столетие
При написании al fresco пигменты или краски наносятся на влажную штукатурку, которую предварительно (перед наложением пигмента) увлажняют известняковой водой. При нанесении пигмент смешивается с известняковой водой и становится известняковой краской. При засыхании возникает однородная штукатурка с рисунком.
Большинство художников тратили на работу над большими фресками от 5 лет, но чем дольше мастер работает над шедевром, тем ниже его качество, ведь штукатурка от влаги начинает крошиться.
Секреты технологии древнеримских фресок
Исследователям до сих пор неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. Внимание привлекают как их сохранность, так и яркие краски, богаче, чем цветовые гаммы греческих художников предыдущей эпохи. Лишь кое-что подсказали описания в сочинениях Плиния Старшего и Витрувия, кое-что — остатки горшков с красками, найденные в Помпеях. По предположениям, это комбинации темперы с энкаустикой.
Темпера (итал. Tempera — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых минеральных пигментов и (или) их синтетических аналогов.
Енкаустика (греч. εγκαυστική) — техника рисования, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.
Поверхность стены штукатурили, усерднее всего готовили верхний слой с мраморным или алебастровым порошком для блеска и укрепления штукатурки. Поверхность шлифовали, потом делали рисунок, который тщательно защищали слоем прозрачного воска с растительным маслом. Воск сплавляли с красками небольшими факелами, а затем дополнительно шлифовали чистым полотном.
Романские фрески Каталонии
В рамках романского стиля развивались монументальная живопись и скульптура. По художественным признакам искусство этого периода схематическое, условное. Для романской композиции характерны пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, резкие цветовые гаммы.
Апостолы из Оркау. 12 век. Национальный музей искусства Каталонии, Барселона.
Уникальные местные особенности имела фресковая живопись романской эпохи в Каталонии. Схематизм композиций каталонские мастера сочетают с геометрическими орнаментами, истоки которых в античном искусстве и в тщательно разработанных мозаиках Византии. Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками.
Смальта — цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.
На обогащение художественных образов работают как попытки воссоздать одеяния из ценных тканей, так и широкие, разноцветные полосы на фоне.
Сделаны первые попытки придать индивидуальные черты и образам святых, поданные с застывшими, вытаращенными глазами: но они уже различаются прическами, черными или седыми волосами. Наряду с безбородыми юношами — седые мужчины с «биографиями». Самых почитаемых святых сопровождают надписи (Апостол Варфоломей, евангелист Матфей, Св. Петр). По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра изображен с ключами, которые тот получил от Христа).
Среди библейских персонажей — и серафимы с крыльями вместо тел, и жертвенные животные (бык, ягненок). Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы мудрые и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции.
Остатки каталонских фресок были найдены в малых сакральных сооружениях в Пиренеях. В 1920-е годы их осторожно сняли со стен и перенесли в Барселону. В начале 21 века их экспонируют в отдельных залах на искусственно воссозданных архитектурных поверхностях, точно копируют первобытные романские формы в старых интерьерах.
Фрески европейского средневековья
Перуджино, Сикстинская часовня, «Христос передает ключи от рая Апостолу Петру».
На этапе раннего возрождения чрезвычайного распространение получил фресковая живопись. Большинство итальянских художников этого периода — именно фрескисты. Творчество некоторых из них мы знаем только благодаря фрескам. Реформы фресковой живописи, начатые Джотто, становятся школой для поколений итальянских художников.
Джотто ди Бондоне (1267 — 1337) — итальянский живописец. Один из предвестников эпохи Возрождения в сфере живописи. Его фрески на библейскую тематику считают шедеврами мирового искусства.
Монастыри соревнуются в приглашении на работы известных художников. Фрески-шедевры покрывают стены как старых, еще готических сооружений, так и новых и в провинциях, и в художественных центрах. Фресками украшали как церкви, так и дворцы, церковные и домашние часовни, общественно значимые сооружения, как фасады, так и интерьеры. Сюжеты — Ветхий Завет (Сотворение Адама), сцены жизни и страсти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти, аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены («Победа императора Константина над Максенцием»), запечатление событий папского двора («Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV»), значимые события мелких герцогских дворов и тому подобное.
Наиболее значимые фресковые циклы:
- Мазаччо (капелла Бранкаччи, «чудо с динарием», «изгнание из рая Адама и Евы», Флоренция)
- Пинтуриккьо (фрески апартаментов Борджа, Ватикан)
- Паоло Учелло («Создание Адама», «Грехопадение», «История Ноя»)
- Пизанелло («Св. Георгий освобождает дочь царя Трапезунда», церковь Санта Анастасия, Верона)
- Пьеро делла Франческа («победа императора Константина над Максенцием», церковь Сан Франческо, Ареццо)
- Фра Анжелико (Часовня папы Николая V, Ватикан)
- Лука Синьорелли (Страшный суд, собор, Орвьето)
- Андреа дель Кастаньо (Вилла Пандольфини, Ланьяйя)
- Беноццо Гоццоли («Поклонение волхвов», часовня палаццо Медичи-Рикарди)
- Филиппо Липпи (алтарная апсида, собор в Прато)
- Алессо Бальдовинетти (часовня кардинала португальского, церковь Ман Миниато аль Монте, Флоренция)
- Андреа Мантенья (Камера дельи Спози, дворец Гонзага, Мантуя, «Путь Св. Иакова к месту казни», церковь Эремитани, Падуя)
- Доменико Гирляндайо («Рождение Девы Марии», «истребление младенцев по приказу царя Ирода», «встреча Марии и Елизаветы»)
- Мелоццо да Форли («Основание Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV «, Ватиканская пинакотека)
- Филиппино Липпи (часовня Строцци, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция)
- Сандро Боттичелли (Сикстинская капелла, сцены из жизни Моисея)
- Пьетро Перуджино (Сикстинская капелла, «Христос передает ключи от рая Апостолу Петру»)
- Франческо дель Косса (фрески палаццо Скифанойя, «Зал месяцев», Феррара)
- Браманте («Философы Гераклит и Демокрит», Пинакотека Брера)
- Леонардо да Винчи (Тайная вечеря, Милан)
Фрески буддизма
Технику фрески знали и использовали и в Азии. Особенно известны фрески эпохи буддизма, сохранившиеся в Индии и Китае. Кроме религиозной тематики встречаются и светские изображения (росписи на стенах в Сигирии, Шри Ланка). А вот в Японии было создано и сохранено мало фресок.
Бог Яма с колесом сансары (бытие и преобразование). Индуизм
Интересным образцом религиозных фресок есть изображение бога Ямы из пантеона индуизма. Он сидит в условном пространстве, руками и зубами удерживая колесо сансары. Фон колеса разбит на секторы-участки, которые художники использовали для изображений реальных и мифических. Здесь обычно находят сцены войны, когда растет количество смертей, сцены рая и мучения грешников в аду от огня, холода, сцены, где грешников наказывают многочисленные демоны. В центре три животного (буйвол, птица, змея), удерживающие друг друга за хвост-намек на оборот, повторение и течение времени.
Иногда картину дополняли изображением священной реки, которой тела покойники попадали в потусторонний мир, где их тела растворялись в стихиях. Поэтому отпадала необходимость в кладбищах. Сцены мирной жизни поселений и атакующие воины наиболее интересны, потому что рисованы из тогдашней реальности, хотя и с судьбой условности. Изображение перешло с фресок на образа и, как на православных иконах, походит от единого канонического образца, отличаясь лишь деталями.
Источник
Живопись по сырой штукатурке красками
Живопись по сырой штукатурке известна людям с древних времен. Раньше ею украшали храмы, церкви и замки. Сейчас такая деталь внутренней отделки нередко встречается в простых жилых помещениях.
Но при выполнении столь экстравагантного элемента важно руководствоваться некоторыми принципами работы. Красота созданной картины будет напрямую зависеть не только от творческой мысли художника, но и от соблюдения им техники и технологии ее создания.
Виды живописи по штукатурке
Существует два общих вида живописи по штукатурке: по сырой и по сухой штукатурке. Различаются они между собой техникой подготовки стен к рисованию и техникой самого нанесения рисунка.
Настенная живопись по сухой штукатурке масляными или клеевыми красками
Такой вид живописи иначе называется «а секко» (в переводе с итальянского — «по сухому») и предусматривает нанесение чистового слоя штукатурки сразу на всю поверхность стены. При этом в момент изготовления картины на стене, места нанесения красок предварительно немного смачиваются.
Штукатурятся стены под такую работу специальным известковым тестом, смешанным с раствором казеинового клея. Смесь трижды наносится на поверхность для живописи.
При живописи по сухой штукатурке принято применять клеевые или масляные краски.
Живопись по сырой штукатурке водяными красками
Данный вид живописи иначе называется «фреска» (в переводе с итальянского означает «свежий»). Данный вид живописи по стенам заслуженно считает самым сложным. Но при этом он является и самым изысканным.
В случае живописи по сырой штукатурке рисунок наносится красками на сырую поверхность только что нанесенной штукатурки. Если поверхность высыхает, ее не просто смачивают, а аккуратно вырезают кусок просохшей штукатурки и накладывают заново.
При живописи по сырой штукатурке важно то, что рисунок сразу наносится максимально идеально, так как позже его исправить будет практически невозможно.
Технология изготовления декоративной штукатурки
Сама технология фрески основана на естественном свойстве извести при высыхании превращаться из жидкого вещества в коллоидно-кристаллическое. Тем самым известь впитывает в себя краски и обеспечивает их долговечность.
Основой штукатурки для написания фресок является известь. Поэтому ее важно подбирать самого высокого качества. Известь для штукатурки «гасится» обычной водой. В емкость нужно налить воду, после чего постепенно всыпать туда известь. Действовать нужно осторожно. Известь имеет свойство нагреваться при «гашении».
После того, как известь «загашена» ей нужно дать настояться в воде как можно дольше. В идеале она должна настаиваться год, но при отсутствии достаточного времени, допускаются отклонения от этого срока.
После того, как известь подготовлена в нее добавляются наполнители. Для штукатурки под сырую роспись применяют следующие наполнители:
- кирпичная крошка или иначе — мелкий «бой кирпича». Такой наполнитель за счет свойств кирпича позволяет медленнее высыхать, что незаменимо для росписи по сырой штукатурке. Помимо этого, сам замедленный процесс высыхания позволяет краскам проникать глубже к основанию.
- речной песок. Из-за разноразмерности речной песок обеспечивает максимальную плотность штукатурки, что делает ее наиболее прочной после высыхания.
- льняное волокно или рубленая пенька. Придают штукатурке дополнительную эластичность. Благодаря этому штукатурка становится более устойчивой к небольшим деформациям.
Наполнитель добавляется к уже подготовленной настоявшейся извести. Вся масса тщательно перемешивается до однородности.
Посмотрите примеры использования фресок на стенах в интерьере квартиры или дома (кликайте по фото для слайд-шоу):
Техника живописи по сырой штукатурке
Живопись по сырой штукатурке является, несомненно, творческим процессом. Но она имеет также и свою определенную технику. Более того, перед нанесением фрески на стену, важно подготовить саму поверхность.
Подготовка стен
Для подготовки стен к росписи по сырой штукатурке рекомендуется следующая пошаговая инструкция:
Источник
Технология выполнения фресковой росписи
Как мы все прекрасно знаем, для того, чтобы сделать дизайн своего дома или квартиры изысканным и излучающим позитив, не достаточно просто поклеить однотипные обои или покрасить в один-два цвета стены и потолки.
Для этого существует множество декоративных приемов, которые помогут Вам сделать дизайн интерьера замысловатым и влить в него разнообразие цветов и оттенков .
Таким образом, мы сочли важным рассказать Вам про один из вариантов декора – фресковую живопись старого образца, а также нового образца фрески, про которые уместно будет сказать «новое – это хорошо забытое старое», и разберемся, почему.
Технология выполнения фресковой росписи старого образца
Дело в том, что фреска как вид искусства уже очень давно не используется в отделке в своем классическом проявлении, вместо нее стали модными так называемые «декоративные штукатурки».
Преимущество их заключалось в том, что они не требовали особой квалификации мастеров и больших затрат времени.
Это связано с трудоемкостью ее исполнения, начиная с подготовки и заканчивая конечными этапами росписи.
Можно выделить такой перечень этапов росписи:
- подготовка поверхности;
- перенос контуров рисунка на поверхность;
- заготовка составов красок;
- раскраска («разделка») участков рисунка и фона;
- детальная роспись (роспись мелких деталей, теней, бликов).
Важным моментом среди этого всего является то, что на всех этапах росписи поверхность должна быть сырой, то есть, поверхности штукатурки не дают высыхать, оберегая ее от сушки солнцем, сквозняком и т. д., занавешивают ее влажной мешковиной после окончания рабочего дня. Итак, поговорим далее о том, как нарисовать фреску, а конкретнее – как нарисовать фреску на стене.
Подготовка поверхности под фресковую роспись старого образца заключается в том, чтобы по средствам известкового штукатурного раствора выровнять стены и выгладить их практически до идеала (высококачественной штукатурки с отклонениями по плоскости до 2 мм/2 м). После выравнивания стен идет их выглаживание с помощью просеянного известкового молока, что называется безпесчаной накрывкой штукатурки.
Перенос контуров рисунка на поверхность выполняется по средствам так называемого «картона» или фресковой карты.
Для его производства берется оригинал рисунка в полный размер (как правило, состоящий из многих листов, так как рисунок большой), и переносятся основные контуры на копирку, после чего по этим контурам шилом делаются проколы.
Готовое полотно с проколотыми контурами прислоняют к поверхности, и с помощью прижимания ватным тампоном с угольной пылью, перебивают по проколотым отверстиям контуры.
Заготовка составов красок происходит заранее, перед тем, как рисовать фрески. Для этого альфрейщик (мастер по фресковой живописи) берет оригинал в цвете и затирает определенные пигменты на воде, получая различной, необходимой тональности/цвета краски.
Готовые смеси разливают по герметичным емкостям, обозначая каждый основной цвет номером, номер проставляется и на участках контуров.
Сами пигменты являются натуральными/искусственными щелчестойкими составами, а затираются они исключительно на воде, просеянные через сито № 0.071 и 0.06 с 6400 и 10000 отв./см2 соответственно, в пропорции 1:3.
Разделка участков рисунка – это первый этап росписи, который подразумевает раскраску основными цветами участков, отбитых контурами на поверхности.
Для этого берут краску и мягкими кистями (чтобы не повредить сырую штукатурку) раскрашивают, сначала наибольшие участки, потом меньшие по убыванию.
Важным в этом процессе является то, что начатый участок нужно за раз раскрасить, исключая перерывы; кроме того, нужно работу выполнять упорядоченно и полосами, если участки очень большие (чтоб не допустить нахлестов в результате схватывания краски).
Детальная роспись участков выполняется поверх разделки; сутью ее является нанесение мелких деталей, бликов, теней, текстур и т. д.
Берутся для этого опять-таки мягкие кисти (беличьи или колонковые). Как и в случае с разделкой, каждый элемент должен наноситься без перерывов; работа такова, что исключается возможность исправления, так что работать нужно аккуратно и безукоризненно.
Что касается теней и бликов, то в фресковой живописи их бывает по 3-4 тональности каждой, то есть тень бывает глубокой, средней и мелкой. То же самое и со световыми эффектами, осветлений бывает несколько тональностей.
Существует и другая разновидность фрески – «фреска а секко», сутью которой является роспись по сухой штукатурке (от итал. Secco – сухой) теми же пигментами, затертыми на воде с примесью известкового молока.
Технология практически та же, однако, после высыхания штукатурки, ее увлажняют водой и грунтуют составом ивесть-кипелка 1-го сорта (MgO2 не больше 3%) – 1; вода – 9. Грунтовку опять-таки увлажняют водой перед началом росписи.
Единственным преимуществом данного вида фрески является то, что есть возможность вносить корректировки и другие исправления, для этого соответствующий участок увлажняют, наносят грунтовку и заново расписывают. При этом стоит заметить, что такая фреска имеет более тусклые, разбеленные цвета (по причине наличия извести в составе красок), а также менее долговечная, нежели сырая фреска.
Технология выполнения фресковой росписи нового образца
Виды фрески нового образца совершенно отличны от классической фрески и не имеют абсолютно ничего общего (кроме конечного декоративного результата в интерьере).
Кроме того, классической фрески бывает всего-навсего две разновидности (мокрая «фреска» и сухая «фреска а секко») и то только на одной штукатурной основе, а современных существует аж пять, которые в корне друг от друга отличаются по составу.
Перечень современных фресок таков:
- фрески на штукатурке;
- фрески на холсте;
- фрески на флизелине;
- фрески на жесткой основе;
- фрески на самоклеющейся основе.
Стоит заметить, что данные разновидности (за исключением фрески на холсте) фресок не представляется реальным выполнить самостоятельно, вручную, без применения специальных высокотехнологичных приборов. Их делают не так, как делают фрески классические, они являются готовыми изделиями, и вся технология их выполнения сводится лишь к монтажу клеевым составом на определенный участок поверхности, после заказа и доставки их на место монтажа.
Фрески на штукатурке, а точнее – фрески на итальянской штукатурке – это и есть современное воплощение классической фрески, то самое новое, хорошо забытое старое.
Путем комбинирования новых технологий и основного принципа классической фрески (роспись на штукатурке), смогли сделать штучное изделие, которое представляет из себя пласт прочной, стойкой к изгибам штукатурки, с нанесенным на нее рисунком, методом современной печати. Не портится от воды, солнца и легко подвергается уборке; долговечная.
Фрески на холсте является единственными, которые выполняют по средствам ручного труда. Материалы для их выполнения являются натуральными, как речной песок, известь, хлопковый холст, натуральные клея и пигменты для красок.
Выполняется рисунок на слое специальной штукатурке, после высыхания фреска переносится на специально подготовленный холст. Не в пример прошлой, данная фреска не переносит влаги, однако, есть возможность ее вскрыть воском, что улучшит ее стойкость к внешним воздействиям.
Фрески на флизелине выполняются путем нанесения тонкого слоя специальной современной штукатурки на флизелиновое полотно, после чего путем современной печатной аппаратуры (специального принтера) наносится рисунок.
Эти фрески используют в основном для того, чтобы декорировать большие площади, так как флизелиновая основа отлично состыковывается, что позволяет набрать быстро и легко рисунок из многих его частей, размещенных на полотнах.
Фрески на жесткой основе бывают весьма разнообразными; в качестве основы могут быть выбраны самые разнообразные материалы, имеющие хорошую жесткость и желательно, легкость.
На такую основу наносят слой штукатурки, и по ней производят роспись различными способами. Краски берут на водной основе и экологически чистые. Как правило, размеры фрески на жесткой основе не превышают 1,4х3м, и выполняются на одном, цельном пласте.
Фрески на самоклеящейся основе выполняются с применением особых материалов, не похожих на те, которые применяются для производства остальных видов фрески.
Суть в том, что на самоклеящуюся основу наносят особую пасту, которая состоит из мелкого песка и особого вяжущего.
После ее затвердения, получается поверхность на подобии штукатурной, на которую и наносят рисунок методом цифровой печати. Ясное дело, что такая фреска не требует клеевого состава для ее монтажа, нужно лишь снять защитную пленку с изнанки и приклеить, подобно самоклеящейся пленке.
Собственно, перечень существующих разновидностей фресок закончен, да и как делать фрески на стену Вы теперь тоже знаете, можно только добавить, что современная фреска – это затея дорогая, классическая фреска – идея дешевая, если делается фреска своими руками, но трудоемкая. Не стоит зацикливатся на одной лишь фреске, есть уйму других вариантов оживить свой интерьер замысловатым настенным рисунком, например, трафаретная или ручная роспись водоэмульсионными красками, с технологией выполнения которой можно будет тоже ознакомится в данном разделе.
Источник
Как сделать фреску на стене своими руками
Чтобы обновить интерьер в комнате или необычно украсить пустующую стену, а вместе с этим вызывать восхищение гостей, хорошо подойдет фреска на стене, которую можно создать своими руками. Искусство создания фресок известно издавна – ранее это предполагало нанесение рисунка на сырую штукатурку, в основном в дворцах и церквях. Сегодня же существует несколько способов создания таких картин – поговорим подробнее о разных видах и технологиях нанесения и узнаем, как сделать фреску на стене своими руками.
Виды фресок
Сейчас изготовление фресок по классической технологии почти не используется – вместо этого особенно часто применяют уже готовые изделия, которые легко наносятся на стену. При этом они выглядят очень натурально.
Пример использования фрески в интерьере столовой
На холсте
Создаются эти изделия таким образом: художник грунтует специальный холст, затем наносит на него штукатурку, а сверху – тот рисунок, который был заказан. После этого создаются трещины и потертости – для эффекта состаривания. Выглядит такая работа ничуть не хуже, чем если бы фреска была нанесена непосредственно на стену. Минус такого варианта в том, что такое изделие довольно хрупкое, боится воды и «химии». Чтобы его защитить, его иногда покрывают воском.
Создавать такое изделие очень сложно. Конечно, можно попытаться изготовить такую фреску и самостоятельно, но для этого стоит иметь хотя бы малые навыки рисования. Хотя такие работы стоят дорого, они отличаются уникальностью и необычным внешним видом. Когда картина готова, ее приклеивают, используя клей для обоев.
На основе штукатурки
Такой способ более приближен к настоящему варианту создания фресок. Рисунок наносят на эластичную штукатурку, слой которой укреплен специальной монтажной сеткой. Методов нанесения изображений несколько: вручную и посредством печати на специальных устройствах. Готовая картина монтируется или на стену, или на потолок с помощью клея для обоев, а края замазывают штукатуркой, чтобы казалось, будто изображение нанесено прямо на стену.
Если изделие изготовлено посредством печати, стоимость его будет не слишком высока. К тому же оно не боится влаги, со временем не трескается и не выцветает.
Фрески на штукатурке более приближены к «классическому» варианту – их также наносят на такую основу, а затем переносят на стену
На флизелиновой основе
Стоимость таких фресок еще ниже, поскольку изображение на них не будет уникальным, а их основой является флизелин. На него наносят штукатурку, а изображение печатают на широкоформатном принтере. После этого его состаривают, если этого желают заказчики. Можно, например, сделать небольшие трещинки, которые помогут придать фреске эффект древности. Также можно заказать картину любого размера – например, чтобы разместить ее на всей стене или только на небольшом ее участке. К тому же изделие покрывают специальными веществами – пропитками и лаками, — чтобы защитить от воздействий УФ-лучей и влаги.
Фиксируется к стене такая фреска тоже просто – с помощью клея, который подходит именно для флизелиновых обоев. Кстати, большой плюс такого варианта в том, что изделие можно нанести на стену с какими-либо дефектами, потому что оно перекроет все недостатки.
Это отличный выбор для тех, кто не готов создавать фреску самостоятельно в силу отсутствия навыков и опыта, потому что с монтажом справиться очень просто даже новичку.
Фрески-самоклейки
Цена таких изделий тоже не слишком высока, а их монтаж напоминает приклеивание фотообоев. Кстати, некоторые мастера и считают их одним из видов фотообоев, т.к. на них они похожи больше, чем на настоящие фрески.
Основой изделий является самоклеящееся полотно – нужно лишь снять защитную пленку и приложить изделие к основанию. Дополнительно не придется покупать клей или иные составы. Правда, при монтаже стоит быть очень осторожным, так как изделие довольно тонкое. К тому же при приклеивании его на неровную стену все дефекты сильно выделятся.
Проще всего монтировать фреску на самоклеящейся основе – нужно просто снять защитную пленку и прислонить ее к подготовленному основанию
На лицевой стороне нанесен состав, изготовленный с использованием песка. Увы, такую фреску состарить не выйдет, но она имеет рельеф, что тоже выглядит необычно и красиво. К тому же можно выбрать любой понравившийся вам рисунок.
На жесткой основе
Такие изделия изготавливаются посредством нанесения штукатурки на основание из дерева, керамики или пластика. Сам рисунок создается акриловыми красками. Такую фреску можно составить, сделать сколы или потертости.
Эти фрески имеют внушительный вес, так что большими они не бывают – ими можно покрыть небольшой участок стены. Стоимость таких изделий достаточно высока, но и выглядят они очень натурально. Обычно их монтируют как картины, но иногда и приклеивают к поверхности стены.
Плюсы и минусы фресок
Главные преимущества таких изделий – возможность использовать их в любых помещениях, создание с их помощью действительно уникального интерьера и визуального эффекта увеличения пространства. Вы можете украсить комнату изображением, которое подобрали самостоятельно, или приобрести уже готовый вариант. К тому же такой декор безопасен для здоровья, поскольку при его изготовлении не используются вредные химические вещества.
Что касается минусов, то это в первую очередь высокая стоимость изделия. Также можно отметить высокую сложность создания рисунка, если это делается самостоятельно. Однако все это перекрывается уникальностью изделия и его прекрасным внешним видом.
Хотя фрески и имеют достаточно высокую стоимость, с их помощью можно создать действительно уникальный дизайн интерьера
Дизайн фресок и способы их размещения в помещениях
На современных фресках изображают абсолютно все, что понравится заказчику, поэтому преобразить интерьер будет довольно легко. При выборе лучше ориентироваться на общее оформление помещения, а также на предназначение такого изделия – некоторые просто украшают им комнату, другие с ее помощью зонируют помещение или скрывают недостатки (вроде неровных стен или низких потолков).
Более популярны такие варианты:
- изображения с античным или средневековым сюжетом;
- репродукции картин, икон;
- абстрактные рисунки, узоры;
- пейзажи – природные и городские;
- имитация вида из окна или с балкона;
- цветочные орнаменты;
- для потолка выбирают изображения неба, солнца, птиц.
Разместить фрески можно на стене, что более популярно, на потолке или на колоннах, различных выступах, чтобы выделить эти архитектурные детали.
Если вы хотите сделать комнату визуально более просторной, стоит выбирать фрески с вертикальными линиями, т.е. с изображениями домов, высоких деревьев, цветов. «Поднять» потолки можно с помощью рисунка небес и мостов. А если изображение будет переходить со стены на потолок, это точно визуально расширит помещение.
Помните, что для небольших комнат не стоит выбирать темные изображения – должно быть преобладание светлых и теплых тонов.
Такие изделия хорошо вписываются в любой стиль, и, если они правильно подобраны, способны визуально расширить пространство
Фреску гармонично можно вписать в любой стиль. Например, в помещении, которое оформлено в стиле «минимализм», хорошо будет смотреться изделие с абстракцией, изображением какого-либо предмета, с разводами. Сложных рисунков здесь быть не должно.
В «провансе» прекрасно выглядят пейзажи – море, лавандовые поля, изображения узких улочек. В классическом стиле, а также рококо, барокко отлично смотрятся репродукции картин, изображение античных сюжетов, натюрморты. Лучше, если цвета будут нейтральными.
Для деревенского стиля подойдут изображения ягод и фруктов, полей. Сложнее с «лофтом» — для него можно использовать фрески-граффити, картины и пейзажи здесь не будут смотреться.
Если говорить об оформлении разных комнат, то на кухне фрески лучше размещать в обеденных зонах. Около плиты или мойки они быстро потеряют свой красивый внешний вид. Здесь будут хорошо смотреться городские пейзажи, цветы и натюрморты.
В гостиной фреской можно занять целую стену – там хорошо будут выглядеть репродукции картин, пейзажи. Можно даже сделать фреску с изображением близких вам людей. В спальне живопись в пастельных тонах, которые будут успокаивать, можно разместить на небольшом участке стены. Нередко монтируют такие картины и в детских, где они будут хорошо смотреться около кровати, чтобы ребенок изучал картину и развивал воображение. Сюда лучше подойдут фрески с сюжетами из сказок, мультфильмов или с видами природы.
Можно разместить фреску и в прихожей. Поскольку в таких помещениях всегда не хватает света, больше подойдут светлые изображения. Чтобы визуально увеличить пространство, можно украсить стену городскими, лесными и морскими пейзажами, а также изобразить вид из окна.
Фреска отлично будет смотреться и в прихожей, и в гостиной, и даже в детской комнате – главное правильно выбрать рисунок
Источник