Покрытие вагонки лаком внутри дома: виды и характеристики средств
Искусственные отделочные материалы понемногу пережили свой бум, и постепенно рынок вновь начала отвоевывать древесина. Подобное утверждение актуально не только для строительства домов, но и их внутреннего оформления вагонкой. Полностью экологически безопасная обшивка придает дополнительный уют, тепло и красоту помещениям. Однако, не зная, чем покрыть вагонку, некоторые хозяева оставляют ее незащищенной. В результате красивая древесина, которая при соответствующей обработке могла бы служить долгие годы, через 5-7 лет нуждается в замене. Происходит это из-за ее разрушения, появления сколов, пятен при очистке, загрязнений.
Обработка вагонки лаком
Основное назначение обработки древесины
После обшивки внутренних помещений вагонкой необходимо не позже, чем через неделю, провести первую обработку поверхностей. Воспользовавшись правильно подобранным к условиям внутреннего микроклимата лаком, удастся гарантировать материалу:
- долговечность – после обработки лаком появление грибка, плесени, процесса гниения уже невозможно;
- эстетичность – нейтральная реакция на УФ-излучения;
- улучшение эксплуатационных показателей – внешний слой защищает от ударов и других видов физического воздействия;
- устойчивость к пожарам – защищенная древесина выдерживает сильный напор пламени.
Независимо от выбранного вида лака, вагонку предварительно обрабатывают различными материалами: олифой, антисептиком, защитной пропиткой, морилкой или же подвергают термообработке. Для самостоятельного выполнения этой процедуры используется горелка, которой медленно опаливают верхний слой каждого элемента, добиваясь равномерного потемнения.
В процессе обработки, особенно у хвойных пород, выделяется смола, что придает вагонке особенную оригинальность. Однако сейчас подобные операции проводятся значительно реже, так как в продаже имеются более эффективные защитные средства и лаки, работа с которыми проводится несравненно быстрее.
Как выбрать средство для лакирования
Выбирая, чем покрыть вагонку, необходимо ознакомиться со всеми типами подобных изделий. Наиболее популярными среди строителей считаются лаки:
- водорастворимые;
- полиуретановые;
- алкидные;
- акриловые.
Все они пригодны для нанесения внутри жилых помещений, так как не выделяют токсичных испарений и полностью безопасны для здоровья обитателей дома. При этом полиуретановые и алкидные типы лаков могут быть использованы также для внешней обработки конструкций, что делает их универсальными и облегчает задачу покраски хозяевам.
Так выглядит лакированная вагонка
Акриловые
Отлично помогают древесине сохранить свою уникальную фактуру и являются хорошим выбором для тех, кто только решает, чем покрасить вагонку внутри дома. Они защищают поверхности от воздействия солнечных лучей, и эстетическое восприятие вагонки от этого только выигрывает.
В зависимости от основного состава, следуя инструкции, акриловые покрытия разбавляются водой, спиртом или эфирами, которые после нанесения очень быстро высыхают. Акриловые поверхности плохо переносят влажность, поэтому при появлении грязных пятен на стенах лучше воздержаться от желания помыть их. Тем более нежелательно использовать эти материалы в особо влажных помещениях, к примеру – на кухне.
Алкидные
Не менее выгодны, ведь они влагостойкие и, в противовес акриловым аналогам, покрытые ими поверхности можно даже мыть. Правда, без использования бытовой химии и абразивных средств. Актуальное преимущество, если в доме проживают маленькие дети, домашние животные. Кроме того, после полного высыхания лак становится настолько прочным, что выдерживает некоторые физические нагрузки, защищая непосредственно дерево от появления сколов и царапин.
Недостатком алкидных лаков является неприятный запах во время работы с ним и долгое высыхание, занимающее не менее 48 часов. С последней проблемой легко бороться, добавив в состав специальный затвердитель.
Полиуретановые
Их достоинства сложно переоценить, поскольку лак этого типа защищает вагонку не только от проблем и старения при внутренней обшивке, но климатических испытаний на внешних стенах конструкций. Это покрытие гарантирует:
- повышенную влагостойкость;
- отсутствие реакции на химические компоненты, щелочи;
- стойкость к ультрафиолету.
Наличие стольких положительных качеств обусловило и цену на полиуретановый лак – она значительно выше, чем стоят другие аналоги.
Водорастворимые
Все лаки на водной основе, среди которых числится и акриловый, отличаются быстрым высыханием и полных отсутствием неприятных запахов. Они настолько нетоксичны, что покрасить вагонку внутри дома с использованием подобных составов можно даже без респиратора. Наносятся водорастворимые лаки только на вагонку, находящуюся внутри дома.
Пример водорастворимого лака для вагонки
Что учесть дополнительно
Существует несколько нюансов, учитывая которые можно создать очень прочное, качественное и эстетичное покрытие:
- Независимо от выбранного типа лака, максимальной прочности можно добиться, нанося его в 2 слоя.
- Если лак предоставлен в продаже в двух видах: полупрозрачном и полностью прозрачном, наносится сначала второй вариант. Поверхность получит определенный, более насыщенный оттенок, но вместе с тем сохранится для визуального обозрения и структура древесины.
- Нельзя забывать о защитной пропитке от биокоррозии, которой должна быть тщательно обработана вагонка перед лакировкой.
- Во время работы лакирующее средство часто перемешивается для сохранения однородности структуры. Когда первый слой полностью высохнет, его нужно немного ошкурить и только тогда повторно покрасить вагонку внутри дома.
Покрытие вагонки лаками не предоставляет особенных трудностей. Справиться с подобной работой владелец дома сможет и сам. Особенно, если использует предоставленную информацию.
Источник
Чем покрыть вагонку внутри помещений
Одним из самых популярных типов деревянных отделочных материалов является вагонка. Она имеет различный профиль, благодаря чему поверхность имеет разный вид — от гладкой стены с небольшими канавками, до волн разного размера. Просто деревянные стены не во все интерьеры вписываются, потому часто возникает необходимость покрасить вагонку внутри помещения — дома или на даче.
Содержание
Чем обработать вагонку внутри дома
Вообще, многие считают, что вагонку внутри помещений лучше ничем не обрабатывать. Может и так, но не во всяком климате и помещении она надолго сохранит свой первоначальный вид. Если уровень вентиляции недостаточен, древесина может посинеть, если она находится на солнце — становится темно-серой.
С посинением бороться можно только биологическими средствами — хлором или активным кислородом, а после — однозначно пропитывать защитными составами, а, может, и красить. С посеревшей древесиной немного легче: сняв при помощи шлифовки верхний слой вы снова получите красивый цвет, но без защиты от ультрафиолета продержится он тоже недолго. Потому и решают покрасить вагонку внутри дома или дачи.
Еще один момент: не всем нравится древесина в интерьере. Просто иногда люди устают смотреть на нее. Хочется просто ровной цветной поверхности. Так тоже бывает, и нередко. В этом случае ищите укрывистую краску. Выбирайте эффекты характеристики по желанию.
Красят вагонку внутри укрывистыми красками еще потому, что древесина в натуральном цвете совместима не со всеми стилями. А ведь хочется иногда и в деревянном доме иметь интерьер хай-тек, например. В этом случае подойдет краска с металлическими частицами или с перламутром (например, Lignovit Platin).
Все составы для защиты дерева можно довольно условно разделить на шесть основных групп:
- Защитные составы. Есть для наружных и для внутренних работ. Составы для наружных работ дополнительно включают в себя защиту от ультрафиолета, которая предупреждает или замедляет процесс фотостарения древесины — изменения цвета на серый. Так что если необходима пропитка для вагонки на балконе, а выходит он на юг или восток, — вам нужен состав для наружных работ. Только обратите внимание, некоторые из них окрашивают поверхность в розовый или зеленый цвет — это результат химической реакции. Внимательно читайте описание, потому что закрасить полученный цвет можно будет только укрывистыми красками или очень темной тонировкой.
Это деление условно: есть много смешанных составов, которые можно отнести как минимум, к двум группам. Так есть пропитки, которые можно тонировать, а есть краски с защитными свойствами. Разница — в эффективности защиты. Пропитки в первую очередь защищают древесину, а придание цвета — это второстепенная задача. С красками все наоборот. Их основная задача — создать красивое покрытие, а защита — это как сопутствующий эффект. Если вам необходима сразу и хорошая защита и качественное покрытие, берите пропитку без тонировки, а после высыхания наносите краску.
Другой пример смешанного состава — масла с воском. Эти составы сочетают в себе свойства и масел и воска, благодаря чему древесина сохраняет свой вид более продолжительное время.
Вопрос, какой из групп отдать предпочтение, каждый решает для себя. Разные средства решают различные задачи и важно правильно выбрать свойства, которые вам необходимы в первую очередь.
Как правильно красить вагонку внутри: технология
Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.
Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.
Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.
Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.
Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.
- Вагонка проверяется и сортируется. Все покореженные, выгнутые или треснувшие доски идут в отбраковку. На них можно тестировать цвет, подбирать цвет, количество слоев, отрабатывать технику и последовательность покраски.
- Прошедшие сортировку доски шлифуются до полной гладкости. Эффективнее всего работать со шлифовальной машинкой, но можно и бруском с закрепленной на поверхности наждачной бумагой. Зерно наждачной бумаги — 250-280. При шлифовке круговыми движениями проходят лицевую поверхность, шип и паз. Тыльную часть вагонки можно оставить без обработки.
Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.
Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.
Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.
Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.
Покраска дерева с сохранением текстуры
Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.
При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.
Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.
Как покрасить вагонку под беленый дуб
Часто требуется окрасить дерево в белый цвет, но так, чтобы видны были прожилки. Говорят еще — создать эффект выбеленного дуба. Есть несколько способов:
- Использовать тонировку с соответствующим названием, которые еще называют морилками. У разных производителей есть такие. В них обычно есть названия «иней», «беленый дуб» или что-то типа того. Особенность нанесения: нельзя лить много состава. Если перелили, поверхность со временем начнет шелушиться. Чтобы добиться нужной степени окраски наносят несколько очень тонких слоев. После каждого давая время хорошо просохнуть.
Какой из составов выбрать сказать сложно — пробовать нужно Желательно покрасить вагонку несколькими составами и сравнить результат. Эффект при использовании разных средств немного отличается, но еще сильно зависит от древесины. Отзывы тоже очень разные — кто-то выбеливал тонировками, кто-то маслом. Грунтами для этих целей пользуются редко, но в основном из-за того, что не всем известны их свойства.
Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости
Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется в интерьерах стиля лофт.
Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.
Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.
Как покрасить вагонку внутри дома: идеи
Техники и способы покраски это здорово, но как вписать вагонку в современный интерьер? Просто. Есть немало интересных вариантов. Последние находки дизайнеров — стена из вагонки в помещении с гладкими стенами. Смотрится креативно и и интересно. И чаще всего такая стена сделана в технике браширования.
Источник
Каким лаком покрыть вагонку
Древесина, особенно хвойных пород, быстро теряет свои уникальные свойства под воздействием солнечных лучей. Поэтому отделанные вагонкой поверхности требуют незамедлительного покрытия лаком, который прекрасно защищает материал от негативного влияния окружающей среды. Покрытие вагонки лаком специалисты рекомендуют выполнить в течение 5‒7 дней после окончания монтажных работ. Правильно подобранный лак подарит материалу не только красивый внешний вид.
Основные функции покрытия
Несмотря на то, что дерево и без дополнительной обработки имеет привлекательный и эстетичный вид, его следует покрыть специальным составом. Отвечая на вопрос, каким лаком покрыть вагонку, в первую очередь необходимо учитывать защитные функции покрытия. Какие преимущества даёт покрытие специальным раствором природной фактуре дерева?
- Предотвращает появление гнили и плесени.
- Защищает от воздействия прямых солнечных лучей.
- Покрытие делает материал более устойчивым к механическим повреждениям.
- Дерево становится менее подвержено быстрому воспламенению.
После монтажа вагонку обычно обрабатывают проникающим составом. Это может быть морилка, антисептик, защитная пропитка, олифа. После проведения процедуры материал теряет свой первоначальный вид. Лаковое покрытие в этом случае заметно освежит окрашенную древесину и облагородит отделку.
Выбираем лак для вагонки
Чем покрыть вагонку внутри и снаружи дома
Какой лак выбрать для вагонки, каждый решает самостоятельно. Вагонкой отделывают не только дома изнутри и снаружи. Часто её применяют для облицовки балконов и лоджий. Специалисты часто советуют для наружных работ выбирать яхтный лак. Его основными преимуществами являются водостойкость, высокое качество и доступная стоимость. Яхтные составы на основе полиуретана быстро сохнут (менее 5 часов), не трескаются, имеют высокую прочность покрытия, устойчивы к ультрафиолетовому излучению и перепадам температур. Дерево, покрытое таким составом, не желтеет со временем. Полиуретановый лак великолепно подчёркивает естественный узор дерева. Купить можно как глянцевый, так и матовый вариант.
Лак полиуретановый
Основной аспект, который необходимо учитывать при выборе лака – это назначение и тип помещения. Популярностью на рынке пользуются покрытия на водной основе и алкидные. Например, внутри помещения дерево можно обработать такими видами лаков, как:
- акриловые;
- алкидные;
- полиуретановые;
- водоразводимые.
Лак на водной основе
Алкидные и полиуретановые покрытия подходят также и для наружных работ, обладая высокими защитными свойствами.
Виды покрытий
Лакированная вагонка
Акриловые лаки не позволяют дереву терять свой первоначальный цвет под воздействием солнечных лучей. Они безопасны в применении, разбавляются эфирами, спиртом, водой (зависит от состава). Стоимость алкидных лаков варьируется в пределах 750 рублей за 1 литр покрытия.
Основными достоинствами алкидных составов являются влагостойкость, устойчивость покрытия к механическим повреждениям. Но алкидный лак имеет очень резкий запах и долго сохнет (более 2 суток). Цена лака колеблется в пределах 500 рублей. Чтобы покрытие быстрее высохло, иногда можно применить затвердитель.
Лак, изготовленный на основе полиуретана, имеет массу достоинств, которые позволяют применять его, как для внутренних, так и для наружных работ. Покрытие обладает очень высокой влагостойкостью, стойкостью к воздействию ультрафиолета и химических веществ. Стоит полиуретановый лак достаточно дорого – от 850 рублей за литр.
Лаки на водной основе не имеют запаха, достаточно быстро сохнут и являются экологически чистыми составами. Применяются в основном для внутренних работ. Стоимость покрытия зависит от производителя: лаки, изготовленные в России, стоят примерно 250 рублей за литр, импортные – от 400 рублей за литр.
Наносить лак желательно в два слоя. Это усилит его защитные свойства. Цвет лака, выбираемого для обработки вагонки, большого значения не имеет. Некоторые из них можно колеровать, придавая покрытию нужный оттенок.
Наносим лак на материал
Чем покрасить вагонку в бане
Перед тем как покрыть лаком вагонку, ей нужно дать время на просушку. Наносить покрытие лучше всего через 5‒7 дней после выполнения облицовки. Технологический процесс здесь достаточно простой. Нанести лак на вагонку можно самостоятельно. Стоит лишь учесть несколько рекомендаций специалистов.
Для начала необходимо приготовить материалы и инструменты:
- антисептик;
- валики и кисти, имеющие разный размер;
- ёмкость для лака;
- наждачная бумага, мелкая, для ошкуривания поверхности;
- лак;
- дополнительно: стремянку, растворитель, перчатки.
Перед нанесением состава поверхность следует очистить, убрав лишний мусор и пыль или сняв старое покрытие. Старый лак прекрасно удаляется содой. Если на вагонке образовалась плесень или грибок, её нужно обработать специальным отбеливающим раствором.
Далее материал подвергается шлифовке. Работа выполняется с помощью шлифовальной машины или вручную наждачной бумагой.
Отшлифуйте вагонку
После того как удалены все дефекты и неровности отделки, её покрывают слоем грунтовки, который заполняет все поры дерева. После высыхания грунтовочного слоя на вагонку наносится антисептический состав, увеличивающий срок службы дерева. И только после полного высыхания укрывочного слоя, длительность этого процесса не менее суток, древесину можно покрывать лаком.
Кисть, изготовленная из натуральной щетины, больше других подойдёт для работы с лаком, потому что из неё не выпадают волоски во время проведения покраски.
Перед началом окрашивания, лак следует хорошенько размешать до получения однородной массы, чтобы слой покрытия был равномерным и не имел разводов. После полного высыхания первого слоя поверхность обрабатывается шкуркой. И только потом можно наносить лак повторно. Выполнить покрытие можно бесцветным составом.
Вагонка, покрытая двумя слоями лака, долгое время выполняет свои функции и сохраняет естественный вид.
Источник
Все про лаки для вагонки внутри дома
Лак для обработки вагонки внутри дома – универсальное средство, которое защищает поверхность древесины от влаги, насекомых, механических повреждений и одновременно создает декоративное покрытие. Прозрачная блестящая или матовая пленка придает гладкость отделочному профилю, подчеркивает своеобразную текстуру дерева.
Строительная индустрия предлагает разные виды лакокрасочных материалов для внутренних работ. Как сориентироваться в этом многообразии и выбрать наиболее подходящий вариант лака для вагонки?
Происхождение лака
Слово «лак» пришло к нам с Востока. Обработку древесины защитными веществами применяли еще в Древней Индии. В переводе с хинди «лакх» — число 100000, то есть очень много. Означает большое количество насекомых керрия якка, секрет которых использовали для изготовления природной смолы шеллак.
Изобретение лака относят к началу 12 века. Первое упоминание о нем было в монастырских записях писца Феофила. Изготовление вещества окутывалось тайной, секретный рецепт не разглашался. Наиболее вероятно, что растворителем в те времена служил этиловый спирт.
Позже, в начале 19 века, французский химик Шене построил завод, где лаки производили на основе продуктов переработки масел и смол, вывезенных из колониальных стран. Его соотечественник Виолет посвятил себя изучению свойств материала и чуть позже обнародовал результаты химических исследований, рассекретив, таким образом, тайну создания вещества.
Во второй половине 19 веке в Европе и России началось активное строительство масляно-лаковых заводов. Связано это было с развитием железнодорожных сетей. Деревянные шпалы, вагоны, а кое-где рельсы, требовали защиты от воздействия воды.
В настоящее время сырьем для производства лаков служат природные и синтетические смолы, эфиры, масла.
В качестве растворителя применяют воду или органические вещества.
Требования к лакокрасочным материалам для внутренних работ
Согласно ГОСТ 9825, 28246, 33289 лак для вагонки классифицируется, как атмосферостойкое или ограниченно атмосферостойкое летучее органическое соединение. Первый вид применяют для наружной отделки, второй – внутри помещений. Производят универсальные виды покрытий, которые можно эксплуатировать в разных условиях.
Госты регламентируют характеристики ЛКМ для внутренних работ:
- Внешний вид и цвет покрытия указывается в нормативном или техническом документе (НД, ТД) на продукцию; морщины, кратеры или другие дефекты на поверхности после высыхания не допускаются;
- Время высыхания при температуре 20 °С – не более 72 часов;
- Укрывистость 120-150 г/м²;
- Адгезию к различным поверхностям 0-1 балл;
- Эластичность при изгибе пленки до 1 мм;
- Прочность по прибору – У-1 40 см;
- Твердость – 0,05-0,15 относительных единиц;
- Условную светостойкость – 2-12 часов;
- Устойчивость к воздействию воды не менее 24 часов;
- Влажное истирание в мкм и паропроницаемость в г/м² указывается в НД или ТД;
- Срок службы – не менее 1-2 лет;
- Содержание нелетучих веществ не менее 30 %.
Упаковка и маркировка материала должна соответствовать ГОСТ 9980.3, 9980.4.
Обязательна информация о производителе с указанием юридического адреса, дате выпуска и НД на продукцию. Указывают назначение, правила применения, меры предосторожности, срок годности. Сертификацию товара изготовитель может проходить в добровольном порядке.
Лак для вагонки обозначают двумя заглавными буквами, соответствующими названию основного пленкообразующего вещества в составе. Например, АУ – алкидно-уретановый, ЭФ – эпоксиэфирный. Водно-дисперсионные жидкости имеют добавочный индекс ВД.
Тара должна соответствовать нормативам и пройти испытания на сбрасывание. Заполненные вязким веществом с заданной плотностью банки или канистры бросают с высоты 0,4-0,6 м. Упаковка не должна повреждаться.
Используют стеклянные, металлические или полимерные банки, канистры, бутыли объемом 0,04-20 дм³. Массовое содержание лака в таре не должно отклоняться от номинала более, чем на 5 %.
К производству допускаются лаки после проведения гигиенической оценки органами Государственного санэпиднадзора РФ с выдачей заключения. Изготовитель гарантирует безопасность продукции для жизни и здоровья покупателя, сохранение свойств до окончания срока годности. После его истечения по прямому назначению ЛКМ не используют.
Сырье
Основной компонент лака – смолы, которые имеют натуральное или синтетическое происхождение. При испарении растворителя именно они образуют пленку на поверхности дерева. Качество покрытия напрямую зависит от характеристик этого ингредиента.
Природные смолы
Шеллак – первая из смол, которую человек стал добывать и использовать для своих нужд. Выделяемый самками насекомых-червецов вязкий секрет покрывал корками субтропические деревья. Его счищали, расплавляли, процеживали и натирали деревянные поверхности. Сейчас шеллак применяют для изготовления лака на спиртовой основе. Покрытие из него прочное, но недостаточно стойкое к действию воды и высокой температуры.
Поэтому шеллачный лак для вагонки не используют для отделки внутренних стен бань, саун и других помещений с повышенной влажностью.
Канифоль – вещество, получаемое из смолы хвойных деревьев, выпариванием скипидара. Растворяется в органических жидкостях – спирте, эфире, ацетоне, бензоле. Лаки на основе глицеринового эфира канифоли – гарпиуса – и ее фенольных модификаций широко применяют для обработки дерева внутри помещений. Это КФ-274, КФ-965, МА-594 и другие.
Янтарь – ископаемая смола. Лак на ее основе выпускают в небольших количествах, так как сырье достаточно редкое. Он образует очень прочную, блестящую и устойчивую пленку. До революции в нашей стране его производили в промышленных масштабах, теперь продукция относится к классу премиум. Например, стоимость фасовки объемом 1 литр ЯН-153 составляет 2000 руб.
Смолы экзотических тропических деревьев – сандарак, гуммилак, копала, даммара – используют для производства художественных лаков.
Синтетические смолы постепенно вытесняют натуральные.
Их производство дешевле, а качество полученной продукции не уступает, а иногда превосходит природные аналоги.
Синтетические смолы
С развитием производства пластмасс появились полимеры, обладающие ценными качествами для изготовления лаков – высокой адгезией, термостойкостью, прочностью, устойчивостью к агрессивным воздействиям.
Алкидные, поливинилацетатные, полиакрилатные, инден-кумароновые, фенол-формальдегидные и другие смолы используют для получения высококачественных лаков, предназначенных для внешней и внутренней отделки строений.
Масла
Масла из растительного сырья – исходный материал для масляных лаков. Они образуют при высыхании твердую эластичную пленку. Для производства используют продукт переработки сырого льняного, соевого, тунгового, конопляного, рыжикового или касторового масел. Их переплавляют со смолами, уваривают, добавляют ускорители твердения – сиккативы – и другие вещества, улучшающие свойства смесей.
В середине прошлого века в нашей стране производство лаков на масляной основе достигало 80 %. Теперь доля натурального сырья в индустрии ЛКМ снизилась, хотя все еще остается существенной. На смену пришли синтетические вещества, получаемые полимеризацией углеводородов.
Пленки, образующиеся при обработке масляными лаками, имеют красивый мягкий блеск, высокую эластичность, прочность.
Они не очень устойчивы к атмосферным осадкам, но широко применяются в качестве внутренней отделки вагонки в помещениях.
Растворители
Растворители – летучие вещества, при испарении которых на поверхности остается пленка из смол или полимеров. При внутренней отделке помещений они должны быстро сохнуть и не выделять токсичных веществ. Самым безвредным растворителем является вода, но, к сожалению, не все смолы в ней растворяются. Органические соединения – этиловый и метиловый спирт, ацетон, уайт-спирит, скипидар – переводят полимеры в текучее состояние и быстро испаряются после нанесения лака на поверхность.
Иногда, для придания оттенка дереву, к лаку подмешивают красители – растворимые в пленкообразователях вещества, дающие окрашенные прозрачные покрытия. Это позволяет получить имитацию экзотической породы из обычной древесины.
Виды лаков для вагонки
Для защитной и декоративной обработки деревянных профилей применяют разные виды лаков:
Алкидные. Основа – глифталевая, пентафталевая или этрифталевая смола в смеси органическими растворителями (уайт-спиритом, сольвентнафтом) и сиккативами. Пленка на поверхности образуется в ходе химической реакции – полимеризации или поликонденсации. Лаки обладают высокой адгезией, водостойкостью, прозрачностью и прочностью. Хорошо защищают дерево от фотостарения, так как не боятся ультрафиолета. Из недостатков – долгое время высыхания и сильный запах.
Акриловые. Эмульсия из акриловой смолы и воды имеет молочно-белый цвет. После испарения жидкости лак становится прозрачным. Из-за особенностей твердения используется в сухих отапливаемых помещениях, так как при повышенной влажности образование пленки замедляется. Акриловый лак для отделки вагонки на водной основе – один из наиболее нетоксичных составов, поэтому широко применяется для внутренних работ. Им можно обрабатывать стены в бане или сауне, не боясь вредных выделений во время водных процедур. Подходят они и для отделки детских комнат. Недостаток – низкая стойкость к механическим повреждениям.
Полиуретановые. Характеризуются быстрым высыханием, высокой прочностью образуемой пленки, хорошей адгезией к деревянным поверхностям. Применяют водорастворимые однокомпонентные и двухкомпонентные формы из основы и отвердителя. Покрытия могут быть глянцевыми, матовыми и полуматовыми, специальные добавки придают самовыравнивающиеся свойства. Обработанная полиуретановым лаком поверхность очень устойчива к износу.
Масляные. Представляют собой растворы полимерных или натуральных смол в маслах. Составы с пониженным содержанием масла (тощие) применяют во внутренней отделке помещений, так как атмосферостойкость у них невысокая. Более жирные лаки используют для наружных работ.
Применение
Перед тем, как использовать лак для вагонки на основе органических растворителей, поверхности подготавливают – просушивают, очищают и грунтуют разведенным на 10 % лаком или подходящей по составу грунтовкой. Эта процедура усилит адгезию основного покрытия, уменьшит расход материала.
После высыхания шлифуют вагонку тонкозернистой наждачной бумагой в направлении волокон. Удаляют мягкой тканью с поверхности мелкие частицы.
Наносят первый слой неразбавленного защитного вещества кистью в продольном, а затем – в поперечном направлении. Работу проделывают быстро, следят, чтобы не оставалось следов от кисточки, так как при испарении растворителя пленка схватывается.
Повторяют шлифовку после высыхания предыдущего слоя и наносят следующий. Рекомендуемое количество повторов – не менее двух.
Водорастворимый лак для вагонки применяют аналогичным образом. Особенностью является то, что после впитывания воды волокна древесины разбухают и поднимаются над поверхностью. Поэтому дерево сначала смачивают и шлифуют влагостойкой мелкозернистой шкуркой, протирают тканью, а затем покрывают слоем лака. Наносят вещество обильно, кратность – до 3 раз.
Меры предосторожности при работе
При работе с лаками соблюдают технику безопасности. Органические растворители легко воспламеняются, поэтому нельзя пользоваться открытым огнем и курить. В помещении должна быть эффективная естественная или принудительная вентиляция, так как при испарении летучих соединений в воздухе повышается уровень токсических веществ. При пользовании распылителем надевают респиратор или повязку для защиты органов дыхания.
Все материалы складируют отдельно, избегая мест с прямыми солнечными лучами, вдали от нагревательных приборов.
Источник