Каким лаком лучше покрыть эпоксидку
Эпоксидная смола при застывании становится прозрачным бесцветным материалом и приобретает твердость пластика. Она отлично подходит для создания оригинальных, удивительно красивых украшений и аксессуаров. Вполне естественно, что в большинстве случаев творческий замысел требует окрашивания смолы в различные цвета. Благодаря особым техникам можно сделать интересные цветовые переходы и переливы, создать имитацию какой-либо текстуры (дерева, ткани, камня и т. д.), придать изделию загадочное сияние или роскошный блеск.
Содержание
Виды красителей для эпоксидной смолы и их особенности
Для окрашивания следует использовать специальные пигменты для эпоксидной смолы – колеры, с помощью которых можно добиться различных художественных эффектов. Они полностью совместимы со смолой, отлично с ней смешиваются и не изменяют ее свойств. Красители выпускаются в виде пигментной пасты и порошка, легкого и тонкого, как пудра.
Одноцветные пигментные пасты
Благодаря высокой концентрации пигмента, паста отлично перекрывает другие цвета и экономно расходуется. Ее используют для того, чтобы окрасить изделие в глубокий ровный цвет. Чем больше вы добавите пасты в смолу, тем насыщеннее и темнее получится оттенок. Максимальное количество пасты – не более 10-15% от общего объема смолы. Краситель быстро и легко размешивается, имеет однородную консистенцию без комочков. При желании вы можете соединить несколько цветов, чтобы получить новый оттенок.
Прозрачные тонеры
Прозрачные цветные красители дают разные по насыщенности оттенки и в то же время сохраняют смолу полностью прозрачной. Чем больше капель тонера вы добавите в смолу, тем выше его концентрация и насыщеннее оттенок.
Всплывающие пигменты
Всплывающие пигменты создают эффект жидкого, подвижного цвета на поверхности прозрачной или окрашенной смолы. Особенно красивы пигменты металлик – серебро, золото, бронза, медь. Цвет выглядит живым, сияющим, на поверхности появляются мерцающие разводы и переливы.
Флуоресцентные (неоновые) красители
Как правило, эти красители отличаются яркими кислотными оттенками. По сравнению с остальными пигментами, самые яркие и насыщенные. Они создают эффектные контрасты и придают изделию оригинальность. Флуоресцентные красители имеют свойство светиться под воздействием ультрафиолета.
Составы с люминофором (Glow in the dark)
Люминофор имеет способность накапливать любое освещение, благодаря чему в темноте начинает излучать мягкое свечение. В зависимости от состава краситель может давать цветное неоновое мерцание или слегка зеленоватое. В отличие от фосфора, который воспроизводит похожий эффект, люминофор – абсолютно безопасное нетоксичное вещество органического происхождения. Пигмент с люминофором способен превратить даже не очень удачное изделие в нечто потрясающее.
Матирующие красители
Эти красители содержат специальные вещества, которые убирают глянцевый блеск. Цвет не теряет своей насыщенности и глубины и в то же время выглядит слегка приглушенным.
С эффектом металлика
Краситель представляет собой тончайшую пудру. При добавлении в смолу придает изделию мягкий металлический блеск меди, золота или серебра. Обычно тонет в смоле, но поскольку виден через ее толстый слой, то цвет приобретает глубину, начинает переливаться, играть в лучах света. Если к металлику добавить перламутр, то получится дымчатый эффект.
Пигмент с эффектом перламутра
Данный пигмент придает изделию нежность и некую загадочность. Он равномерно распределяется в эпоксидной смоле и при освещении создает тонкие переливы. При высокой концентрации пигмента можно получить перламутровые разводы, как на внутренней стороне морской раковины. С помощью перламутрового пигмента можно также создавать трехмерные изображения и многослойные рисунки в толще смолы.
Пигменты-хамелеоны
Благодаря этим красителям первоначальный цвет изменяется в зависимости от того, под каким углом посмотреть на изделие или с какой стороны на него падают лучи света. Только представьте себе, как впечатляюще будут выглядеть с ними украшения, панно и другие изделия. При смешивании хамелеонов с другими красителями можно добиться необычных оттенков, которые нельзя получить другими способами. Лучше всего пигменты-хамелеоны использовать на темных изделиях: так наиболее выражен эффект.
Глиттеры
Красители-глиттеры придают изделию бриллиантовый блеск. Обычно их добавляют в уже смешанную с отвердителем смолу и как бы утапливают в ней. С их помощью обычно выкладывают орнамент или другой рисунок. Крупные частицы отражают лучи света и производят яркий блеск. Если взять мелкие частицы глиттера, то можно создать эффект искр.
Пигмент голографик
Краситель создает объемный глубокий цвет, который переливается всеми оттенками, как волшебная радуга. Чем меньше частицы, тем более плавным и богатым получается переход между оттенками.
Диффузант ДФ-151
Данную добавку используют, если нужно придать изделию полупрозрачный молочный цвет, чтобы оно походило на лунный камень или опал. Диффузант добавляют в готовую смесь, не более 5% от общего объема.
Художественные краски
Они совместимы с эпоксидной смолой. Акриловые краски необходимы для создания мягких пастельных оттенков. Масляные краски дают непрозрачный насыщенный цвет, их можно использовать для создания цветовых переходов. Рекомендуемое количество – 10% от общего объем смолы.
Практически все красители совместимы друг с другом, поэтому не бойтесь экспериментировать и смешивать их. Можно получить очень интересные и даже в чем-то неповторимые фактуры. Например, с помощью всплывающего пигмента создается эффект поверхностных трещин с металлическим блеском. А при помощи утопленного глиттера получается искрящийся блеск, который будет мерцать в этих трещинках.
Окрашивание подручными средствами
Кроме специальных красителей, существует немало способов окрасить эпоксидную смолу подручными средствами. Например,
- гелиевыми чернилами (из авторучки);
- нитрокраской;
- тонером для принтера;
- чернилами для полимерной глины;
- порошком из растолченного цветного мела;
- втиркой для ногтей;
- зеленкой;
- пищевыми красителями;
- алкогольными чернилами и т. д.
При всей своей доступности эти красители не обладают такой же высокой надежностью, какая есть у специальных пигментов для эпоксидной смолы, и дают непредсказуемый результат. К примеру, синие чернила при взаимодействии с отвердителем приобретают грязно-розовый оттенок. Поэтому если вы хотите получить действительно красивую вещь, лучше выбрать пигментную пасту или пудру той же марки, что и смола.
Если же вы решили взять подручные средства для окрашивания, лучше сначала протестировать их на небольшом количестве смолы, соблюдая все пропорции.
Правильная техника окрашивания смолы
Главное правило: строго соблюдайте технику безопасности! Работайте в защитной одежде, очках, маске и перчатках. Помещение должно хорошо проветриваться.
Для окрашивания потребуется следующее:
- одноразовые пластиковые стаканчики, миски и палочки для размешивания;
- смола и отвердитель (компоненты А и В);
- одноразовые шприцы для введения точного количества красителя;
- цветные пигменты и краски по выбору.
Пигментные краски и порошки добавляют в смолу в первую очередь, тщательно перемешивают и только потом вводят отвердитель. Масляные и акриловые краски смешивают со смолой уже после отвердителя. Каждый оттенок смешивайте в отдельной емкости! Она должна быть прозрачной и бесцветной, чтобы вы могли контролировать процесс.
- Разлейте смолу в разные емкости. Смешивать ее с отвердителем предварительно или нет, зависит от используемого красителя. Внимательно читайте инструкцию производителя.
- Добавьте нужный колер и хорошенько перемешайте до получения однородной смеси.
- Дайте ей отдохнуть около 15 минут. Это нужно, чтобы из нее вышли пузырьки воздуха.
- Теперь окрашенную смолу можно залить в молд и оставить до полного застывания.
Внимание! Любые красители, особенно пасты, являются пластификаторами, поэтому их доля в изделии не должна превышать 5-10% от общего объема. Допустимая часть порошкообразных пигментов – не более 5%. Если краситель набрать в шприц и добавлять по капле, вы точно не ошибетесь с его количеством.
Техника безопасности
- Работайте в респираторе, защитных очках, фартуке, одежде с длинными рукавами, перчатках.
- Если смола или краситель попадет на кожу, уберите их спиртовой ваткой и промойте большим количеством теплой мыльной воды.
- Работайте в проветриваемом помещении.
- Не допускайте в это время детей и домашних животных.
- Для смешивания используйте одноразовые пластиковые емкости, их нужно потом выбросить.
Полезные советы
- Окрашиванием смолы следует заниматься в теплом помещении, при температуре воздуха не менее 22°C. В этом случае процесс полимеризации пройдет успешно.
- Следите, чтобы в смолу не попала вода.
- Смешивайте компоненты А и В небольшими частями. Если соединить их сразу в большом объеме, то это приведет к сильному нагреву. Как это сделать, можете посмотреть в этом видео
- Желательно, чтобы емкость для смешивания имела широкое плоское дно, так смесь будет меньше нагреваться.
- Для смешивания используйте одноразовые пластиковые емкости, их нужно потом выбросить.
Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия.
Источник
Чем лучше покрывать эпоксидную смолу?
Чаще всего для декоративных изделий, изготовленных на основе эпоксидной смолы, применяются следующие лакокрасочные материалы:
- Латексная краска. Позволяет защитить от неблагоприятного воздействия солнечных лучей. К минусам покрытия относят восприимчивость к механическому воздействию, на поверхности очень быстро появляются царапины, сколы и прочие мелкие дефекты.
- Алкидные составы. Легко наносятся и не выделяют токсических веществ, можно найти на полке любого строительного эффекта. Дорогостоящие покрытия позволяют защитить изделие из эпоксидной смолы на длительный срок даже при условии регулярной эксплуатации.
- Полиуретановые однокомпонентные составы. Обладают более выраженными защитными характеристиками по сравнению с алкидными, при этом имеют более высокую стоимость, часто в состав включаются амины, делающие смесь неподходящей для работы с эпоксидкой.
- Полиуретановые двухкомпонентные составы. Представлены на рынке пигментированными и бесцветными составами, гарантируют глянцевую поверхность, защищают от негативного влияния ультрафиолетовых лучей, обеспечивают повышенную износостойкость. Опасны для человеческого организма, при работе нужно соблюдать повышенную осторожность.
- Эпоксидные краски. Представлены на рынке одно- и двухкомпонентными составами, по характеристикам схожи на покрытия из полиуретана, защищают готовое изделие от механического и химического воздействия, от ультрафиолетовых лучей, обеспечивают износостойкость.
- Необрастающие краски. Название объединяет множество покрытий с различными характеристиками. В большинстве случаев краску можно наносить непосредственно на застывшее изделие из эпоксидной смолы, иногда может потребоваться предварительная обработка поверхности грунтовкой.
Вне зависимости от выбранного типа покрытия перед началом работ стоит ознакомиться с подробной инструкцией от производителя. Перед масштабным нанесением желательно проверить взаимодействие лакокрасочного покрытия с эпоксидной смолой на небольшом участке.
Лаки для напольного использования
«Элакор-ЭД» – это материал на эпоксидно-полиуретановой основе, главным предназначением которого является обустройство полов, хотя на практике состав применяется и для образования высокопрочной плёнки на других поверхностях.
Благодаря своему составу лак отталкивает влагу, жир и грязь, способен выдерживать перепады температуры от -220 до +120 градусов.
Продукция проста в применении, позволяет сделать глянцевое защитное покрытие буквально за день. Однако важно знать, как правильно наносить изделие.
Сначала проводятся подготовительные работы:
- необходимо очистить основание от пыли, мелкого мусора и загрязнений;
- дерево желательно прогрунтовать и отшлифовать;
- при нанесении на бетон его сначала зашпаклёвывают и выравнивают;
- при накладывании на металл следует устранить с него ржавчину;
- полимерные изделия перед обработкой проходят любым абразивом и обезжиривают.
В лак добавляется отвердитель, который должен быть размешан в течение 10 минут.
После окончания химической реакции (образования пузырьков) можно начинать нанесение.
Поскольку эпоксидно-полиуретановые составы твердеют на протяжении часа, при большой обрабатываемой площади лучше готовить раствор частями. Нанесение производят при температуре не ниже +5 и не выше +30 градусов валиком, кистью или специальным пневматическим устройством. Применение кисти требует её регулярного очищения растворителем. Валиком накладывают лак крест на крест.
При работах рекомендуется возводить не менее трёх слоёв лака, что обеспечит максимальную плотность и прочность. На один квадратный метр нужно использовать не меньше 120 грамм раствора. Любые отклонения в большую или меньшую сторону приведут к неудовлетворительному результату либо сморщиванию состава на поверхности.
Несмотря на отсутствие запаха, желательно все работы с эпоксидными смесями проводить в специальном костюме и противогазе, поскольку респиратор не способен защитить глаза и лёгкие от токсичных испарений. Особенно это касается лаков серии «ЭП», так как они содержат ядовитые растворители.
Эпоксидные лаки не только делают покрытие красивым, но и увеличивают срок его эксплуатации благодаря высокой устойчивости к различным внешним воздействиям.
О том, как сделать полимерное эпоксидное
покрытие бетонного пола в гараже загородного дома, смотрите в далее.
Краска или лак, нанесённый на барьерный слой из эпоксидной смолы, служит в декоративных целях и, в то же время, защищает эпоксидную смолу от солнечного света. Таким образом, финишное покрытие продлевает жизнь эпоксидного барьерного слоя, который, в свою очередь, обеспечивает стабильное основание, продлевающее жизнь финишному покрытию. Вместе они формируют защитную систему значительно более надёжную, чем каждое из покрытий в одиночку.
Защита от солнечного света – основной критерий в выборе финишного покрытия. Долговременная защита барьерного слоя от УИ (ультрафиолетового излучения) зависит от эффективности, с которой финишный слой сопротивляется УИ и сохраняет пигменты и/или слой УИ ингибиторов на поверхности барьерного эпоксидного слоя. Глянцевые покрытия отражают большее количество солнечных лучей с поверхности, чем матовые. Поэтому, белое — особенно глянцевое белое – наиболее надёжное покрытие.
Совместимость покрытий
Большинство покрытий совместимы с застывшей эпоксидной смолой, которая представляет из себя практически инертный, жёсткий пластик. Таким образом, большинство растворителей в красках не размягчат и не вступят в реакцию с поверхностью эпоксидной смолы. Тем не менее, рекомендуем сделать тестовую панель, чтобы убедиться в совместимости покрытий. Во всех случаях рекомендуем следовать инструкции производителя для проверки совместимости.
Однокомпонентные полиуретаны и полиэфирный гелькоут могут быть повреждены эпоксидными аминами, и, если применяются, должны быть нанесены на полностью застывшую смолу – в среднем – две недели в комнатной температуре. Полное отверждение может быть достигнуто быстрее с помощью сушки при повышенной температуре. Сушка улучшит термические характеристики эпоксидной смолы и рекомендована при дальнейшем покрытии красками тёмных оттенков.
Типы покрытий
Латексные краски совместимы с эпоксидной смолой и выполняют свою работу по защите поверхности из эпоксидной смолы от УИ. Во многих архитектурных работах латексные краски могут быть наиболее удобным покрытием. Их износостойкость ограничена.
Алкидные финишные покрытия – эмаль, алкидная эмаль, яхтенная эмаль, акриловая эмаль, модифицированная алкидными смолами эпоксидная смола, традиционный лак – обеспечивают простоту в нанесении, невысокую стоимость, низкую токсичность, доступность. Минусы: только очень качественные материалы имеют необходимую степень защиты от УИ, невысокая стойкость к истиранию. Однокомпонентные полиуретановые покрытия предлагают простоту в нанесении, очистке, и лучшие характеристики, чем алкидные материалы. Они более дорогие, некоторые из них могут быть несовместимы с аминами застывшей эпоксидной смолы WEST SYSTEM. Тем не менее, отвердитель 207 даст лучшую совместимость. Сделайте тест.
Двухкомпонентные краски на основе линейных полиуретанов (ЛП) обеспечивают наиболее надёжную защиту. ЛП покрытия встречаются как пигментированные, так и прозрачные, обеспечивают исключительную защиту от ультрафиолетового излучения, сохранение глянца, стойкость к истиранию и полную совместимость с эпоксидной смолой. Но, по сравнению с другими типами покрытий, они дорогие, требуют навыков для нанесения и представляют большую угрозу здоровью, особенно при распылении.
Эпоксидные краски бывают однокомпонентными и двухкомпонентными. Двухкомпонентные эпоксидные краски имеют характеристики, схожие с полиуретановыми. Они стойкие к истиранию и воздействию химических веществ, но имеют ограниченную стойкость к ультрафиолету, по сравнению с красками на основе линейных полиуретанов. Необрастающие краски – предлагаются на рынке с самыми разными формулами. Большинство из них совместимы с эпоксидной смолой и могут быть нанесены непосредственно на подготовленный барьерный слой. Если Вы не уверены в совместимости, имеете проблемы с застыванием и адгезией к специфической краске, нанесите на барьерный слой рекомендованную для данной необрастающей краски грунтовку. Следуйте рекомендациям по подготовке стеклопластиковых поверхностей. Другие краски, включая яхтенные полиуретановые покрытия и грунтовки, не рекомендуется использовать ниже ватерлинии.
Грунтовки. Как правило, не требуются для адгезии краски к эпоксидной смоле, но некоторые краски требуют нанесения промежуточной грунтовки; high-build покрытия могут быть полезны для скрытия царапин и потёков на поверхности. Если инструкция по нанесению выбранной краски или лака требуют нанесения на поверхность специальной грунтовки, следуйте рекомендациям по подготовке стеклопластика. Не рекомендуется использовать протравливающие грунтовки, из-за химической стойкости эпоксидной смолы.
Полиэфирный гелькоут – это пигментированная версия полиэфирной смолы, применяющаяся для постройки стеклопластиковых лодок и многих других изделий. Гелькоут обеспечивает гладкую поверхность и наносится во время процесса производства лодки или другого изделия. В качестве финишного покрытия после производства гелькоут используется не часто, но он может быть нанесён на эпоксидную смолу и полезен при ремонтных работах. Не застывшая эпоксидная смола будет препятствовать нормальному застыванию гелькоута. За детальной информацией о нанесении полиэфирных гелькоутов на эпоксидную смолу обратитесь к мануалу 002-550 «Ремонт и обслуживание стеклопластиковых лодок», опубликованному компанией Wessex Resins.
Всегда следуйте инструкциям производителя покрытия. Несмотря ни на что, как писалось ранее, мы рекомендуем сделать тестовую панель для оценки требуемой степени подготовки поверхности, совместимости и рабочих характеристик финишного покрытия.
Для быстрой и качественной отделки какой-либо поверхности чаще всего используют краску. Но в случае, когда нужно сохранить натуральную текстуру древесины, применяется прозрачный эпоксидный лак. Он подчеркивает красоту и защищает поверхность от воздействия окружающей среды.
Подготовка поверхности перед нанесением лака
Подготовительные работы включают очистку поверхности от:
- Остатков воска;
- Жира;
- Масла;
- Старого лака;
- Различных пятен и загрязнений;
- Полиролей;
- Других веществ.
Обрабатываемая поверхность должна быть не только чистой, но и сухой. Для лучшего сцепления лака с эпоксидкой поверхность желательно обработать шлифовальной насадкой (не забудьте удалить образовавшуюся пыль).
Глянцевый лак Pebeo «GLOSS» для изделий из эпоксидных смол
Нанесение защитного слоя
Лакокрасочное покрытие, которое наносится поверх декоративного элемента, обеспечивает защиту от механических повреждений (царапин, сколов, потертостей и пр.) и взаимодействия изделия с агрессивными средами, которые могут спровоцировать разрушение материала.
Правильно подобранное защитное покрытие позволяет увеличить общий срок службы готового изделия из эпоксидной смолы.
При выборе лака для эпоксидной смолы стоит обращать внимание на способность материала противостоять ультрафиолетовым лучам. Солнце напрямую влияет на срок жизни барьерного слоя, при его разрушении изделие теряет изначальные характеристики прочности, меняет цвет, становится непригодным для дальнейшего использования.
Предпочтение лучше отдавать белым глянцевым или бесцветным лакам. Такие материалы позволят сохранить изделие в первозданном виде без потери пигментов максимальной срок даже при условии постоянного использования.
Полиуретановый лак на водной основе Варатан, прозрачный глянец
Лак полиуретановый на водной основе для изделий из смолы
Совместимость
Большинство лакокрасочных покрытий отлично взаимодействуют с эпоксидной смолой, создают на поверхности прочную пленку, защищающую от химических сред, неблагоприятных факторов окружающей среды, солнечных лучей и механического повреждения.
Если вы на 100% не уверены в совместимости эпоксидки с тем или иным лаком, необходимо произвести пробное покрытие небольшого участка, который будет не жалко утилизировать в случае, если что-то пойдет не так.
Помните о том, что лак наносится только на полностью застывшую эпоксидную смолу. Процесс застывания может занять около двух недель, для ускорения можно оставить изделие вблизи батареи или на несколько часов поместить в духовой шкаф с минимальной температурой.
Ускорять процесс застывания с помощью сушки можно только на изделиях темного оттенка.
Простое решение
Все вышеперечисленные трудности диктуют необходимость каким-то образом изолировать поверхность изделий из эпоксидки от контактов с окружающей средой, и выходом может стать использование лаков, наносимых поверх застывшей эпоксидной поверхности. К этим лакам предъявляются некоторые требования, не выполнить которые означает обречь изделия если не на порчу, то на ухудшение вешнего вида и эксплуатационных качеств.
Источник
Как и чем покрасить эпоксидную смолу?
Применение эпоксидной смолы широко распространено в строительстве и других сферах, так как этот материал обладает высокой прочностью и отменными эксплуатационными характеристиками. Из него изготавливаются различные изделия, включая украшения и бижутерию. После смешивания с отвердителем эпоксидная смола становится твердой и прочной, но остается прозрачной. Неудивительно, что часто возникает вопрос, как покрасить эпоксидную смолу, чтобы придать ей желаемый цвет.
Нанесение защитного покрытия
Несмотря на все свои плюсы, эпоксидка имеет и недостатки. К примеру, если изделия, изготовленные из этого материала, эксплуатируются на улице, их обязательно нужно покрывать краской или лаком. Дело в том, что ультрафиолет способен оказывать разрушающее действие на материал. Явным признаком разрушения связей внутри эпоксидной смолы является ее помутнение. Нанесение лакокрасочного покрытия позволяет оттянуть этот процесс.
Следует регулярно возобновлять покрытие, чтобы максимально продлить срок службы изделия. Чтобы понять, как часто нужно наносить новое покрытие, необходимо учитывать интенсивность воздействия солнечного света, время пребывания под ультрафиолетом и тип используемой краски (ее характеристики).
Выбор лакокрасочного материала
Узнав, чем можно покрасить эпоксидную смолу, несложно будет подобрать оптимальный вариант среди огромного ассортимента ЛКМ в магазине. Если процесс застывания смолы не завершен, может произойти химическая адгезия, то есть вещества «смешаются» между собой после нанесения, но этот процесс имеет и обратную сторону. Дело в том, что иногда амины в эпоксидной смоле связываются с составляющими красок, в результате чего защитное покрытие не высыхает. Иногда снаружи краска может быть сухой, но внутри длительное время не высыхать.
При выборе ЛКМ для покраски эпоксидной смолы следует отдавать предпочтение следующим краскам:
- двухкомпонентным полиуретановым;
- двухкомпонентным эпоксидным;
- алкидным эмалям (масляным краскам).
Однокомпонентные полиуретановые и эпоксидные краски могут не высохнуть, поэтому их не применяют для окрашивания. При выборе стоит учитывать следующее:
- Эпоксидные краски неустойчивы к ультрафиолетовым лучам, поэтому их не стоит использовать для наружных работ.
- Полиуретановые краски сложны в нанесении. Дело в том, что они образуют глянцевую поверхность, на которой хорошо видны малейшие огрехи. Хотя если потрудится и качественно нанести покрытие, оно будет долго служить. Полиуретановая краска устойчива к ультрафиолету, обладает хорошей стойкостью к влаге и другим внешним факторам. Отличается отменной износостойкостью. К недостаткам следует отнести высокую цену.
- Алкидные эмали не привередливы в нанесении. Можно пользоваться валиком, кисточкой или распылителем. Покрытие легко скрывает небольшие огрехи. Стоит алкидная эмаль недорого, но может очень долго сохнуть.
- Если требуется защита от ультрафиолета, следует выбирать цветные, а не прозрачные краски.
Совет! Перед окрашиванием всей поверхности следует провести тест. Нанесите выбранную краску на небольшой участок в невидимом месте и посмотрите на результат. Чтобы убедиться, что покрытие высохло не только снаружи, но и внутри, аккуратно подденьте его ногтем.
Технология окрашивания
В целом красить эпоксидную смолу нужно, как и любые гладкие поверхности. Необходимо сначала подготовить поверхность, а затем приступать к окрашиванию. Если эпоксидная смола полностью высохла, химическое сцепление покрытий не произойдет. Важно сделать упор на качественную механическую адгезию. Для этого поверхность делают шероховатой. Для этого ее обрабатывают мелкой наждачной бумагой.
Если на эпоксидной смоле имеется старое покрытие, его необходимо полностью удалить. Сделать это можно двумя способами – механическим или химическим. Во втором случае используют смывки или растворители. Важно знать, что не все виды растворителей, которые продаются в магазинах, подходят для работы с эпоксидной смолой. Если в составе имеется метиленхлорид, использовать растворитель или смывку категорически нельзя. Вещество способно разъедать эпоксидную смолу.
Чтобы обеспечить хорошее сцепление защитного покрытия с основой, часто используют эпоксидный грунт. Он хорошо ложится на эпоксидную смолу, но при этом служит отменной основой для алкидной эмали или полиуретановой краски. При соблюдении этих несложных правил можно нанести качественное и декоративное покрытие на эпоксидную смолу так, что оно сможет долго прослужить.
Нанесение ЛКМ зависит от вида, хотя используются привычные малярные инструменты – кисточки, валики или распылитель. Способ нанесения подбирается в зависимости от площади и особенностей поверхности (гладка, рельефная и др.).
Окрашивание эпоксидной смолы
Иногда разумнее придать необходимый цвет эпоксидной смоле на этапе ее применения (изготовления деталей). Особенно это актуально в случаях использования материала внутри помещений, где исключено пагубное воздействие ультрафиолетовых лучей. Следует знать, чем красить эпоксидную смолу, чтобы она сохранила свои физико-химические свойства и технические характеристики, но при этом прибрела желаемый цвет.
Специальные красители
Желательно для окрашивания эпоксидной смолы использовать специальные пигменты. В магазинах они представлены в большом ассортименте, поэтому подобрать оптимальный вариант не составит труда. Все красители можно разделить на несколько видов:
- Однотонные. Бывают разных цветов – белого, черного и ярких раскрасок.
- Флуоресцентные. В составе содержится люминофор. Благодаря ему, готовые изделия светятся в темноте. В зависимости от желаемого эффекта можно выбрать цветной или бесцветный вариант.
- Матовые. Наличие специального компонента обеспечивает матовость поверхности.
Также встречаются пигменты с блестками, с металлическим и перламутровым эффектом. Такие красители чаще используются для окрашивания ювелирной смолы при изготовлении украшений.
Важно! Интенсивность цвета регулируется количеством добавляемого пигмента. При добавлении нескольких капель смола будет полупрозрачной, а вот чтобы придать ей насыщенного цвета, придется влить большее количество пигмента.
Подручные средства
Люди, желающие сэкономить на покупке красителя, часто используют подручные средства для подкрашивания эпоксидной смолы. Такое решение не самое лучшее, поскольку вещества между собой могут вступить в реакцию. К тому же стоимость пигментов небольшая, а значит, экономия небольшая. Если требуется окрасить эпоксидную смолу, а приобрести специальные красители нет возможности, можно взять на вооружение следующие варианты:
- чернила из шариковых или гелевых ручек;
- нитрокраски для автомобилей;
- чернила для полимерной глины;
- алкидные краски;
- масляные краски для художников;
- тонер для принтера;
- грифели цветных карандашей (предварительно нужно измельчить в порошок);
- сухие пигменты;
- зеленка;
- цветная пудра.
Сделать смолу белой можно путем добавления мела, талька или детской присыпки.
Важно! Категорически нельзя использовать красители на водной основе.
При использовании подручных средств для окрашивания сначала следует убедиться в совместимости материалов. Для этого в небольшое количество эпоксидной смолы нужно добавить выбранный краситель, а затем отвердитель. Если химическая реакция отсутствует, можно приступать к основному этапу смешивания компонентов.
Разобравшись с вопросом, можно ли красить эпоксидную смолу, легко сможете придать изделию или поверхности необходимый окрас и обеспечить защиту от внешних факторов.
Источник
Всё о красителях для эпоксидной смолы
Эпоксидная смола при застывании становится прозрачным бесцветным материалом и приобретает твердость пластика. Она отлично подходит для создания оригинальных, удивительно красивых украшений и аксессуаров. Вполне естественно, что в большинстве случаев творческий замысел требует окрашивания смолы в различные цвета. Благодаря особым техникам можно сделать интересные цветовые переходы и переливы, создать имитацию какой-либо текстуры (дерева, ткани, камня и т. д.), придать изделию загадочное сияние или роскошный блеск.
Содержание
Виды красителей для эпоксидной смолы и их особенности
Для окрашивания следует использовать специальные пигменты для эпоксидной смолы – колеры, с помощью которых можно добиться различных художественных эффектов. Они полностью совместимы со смолой, отлично с ней смешиваются и не изменяют ее свойств. Красители выпускаются в виде пигментной пасты и порошка, легкого и тонкого, как пудра.
Одноцветные пигментные пасты
Благодаря высокой концентрации пигмента, паста отлично перекрывает другие цвета и экономно расходуется. Ее используют для того, чтобы окрасить изделие в глубокий ровный цвет. Чем больше вы добавите пасты в смолу, тем насыщеннее и темнее получится оттенок. Максимальное количество пасты – не более 10-15% от общего объема смолы. Краситель быстро и легко размешивается, имеет однородную консистенцию без комочков. При желании вы можете соединить несколько цветов, чтобы получить новый оттенок.
Прозрачные тонеры
Прозрачные цветные красители дают разные по насыщенности оттенки и в то же время сохраняют смолу полностью прозрачной. Чем больше капель тонера вы добавите в смолу, тем выше его концентрация и насыщеннее оттенок.
Всплывающие пигменты
Всплывающие пигменты создают эффект жидкого, подвижного цвета на поверхности прозрачной или окрашенной смолы. Особенно красивы пигменты металлик – серебро, золото, бронза, медь. Цвет выглядит живым, сияющим, на поверхности появляются мерцающие разводы и переливы.
Флуоресцентные (неоновые) красители
Как правило, эти красители отличаются яркими кислотными оттенками. По сравнению с остальными пигментами, самые яркие и насыщенные. Они создают эффектные контрасты и придают изделию оригинальность. Флуоресцентные красители имеют свойство светиться под воздействием ультрафиолета.
Составы с люминофором (Glow in the dark)
Люминофор имеет способность накапливать любое освещение, благодаря чему в темноте начинает излучать мягкое свечение. В зависимости от состава краситель может давать цветное неоновое мерцание или слегка зеленоватое. В отличие от фосфора, который воспроизводит похожий эффект, люминофор – абсолютно безопасное нетоксичное вещество органического происхождения. Пигмент с люминофором способен превратить даже не очень удачное изделие в нечто потрясающее.
Матирующие красители
Эти красители содержат специальные вещества, которые убирают глянцевый блеск. Цвет не теряет своей насыщенности и глубины и в то же время выглядит слегка приглушенным.
С эффектом металлика
Краситель представляет собой тончайшую пудру. При добавлении в смолу придает изделию мягкий металлический блеск меди, золота или серебра. Обычно тонет в смоле, но поскольку виден через ее толстый слой, то цвет приобретает глубину, начинает переливаться, играть в лучах света. Если к металлику добавить перламутр, то получится дымчатый эффект.
Пигмент с эффектом перламутра
Данный пигмент придает изделию нежность и некую загадочность. Он равномерно распределяется в эпоксидной смоле и при освещении создает тонкие переливы. При высокой концентрации пигмента можно получить перламутровые разводы, как на внутренней стороне морской раковины. С помощью перламутрового пигмента можно также создавать трехмерные изображения и многослойные рисунки в толще смолы.
Пигменты-хамелеоны
Благодаря этим красителям первоначальный цвет изменяется в зависимости от того, под каким углом посмотреть на изделие или с какой стороны на него падают лучи света. Только представьте себе, как впечатляюще будут выглядеть с ними украшения, панно и другие изделия. При смешивании хамелеонов с другими красителями можно добиться необычных оттенков, которые нельзя получить другими способами. Лучше всего пигменты-хамелеоны использовать на темных изделиях: так наиболее выражен эффект.
Глиттеры
Красители-глиттеры придают изделию бриллиантовый блеск. Обычно их добавляют в уже смешанную с отвердителем смолу и как бы утапливают в ней. С их помощью обычно выкладывают орнамент или другой рисунок. Крупные частицы отражают лучи света и производят яркий блеск. Если взять мелкие частицы глиттера, то можно создать эффект искр.
Пигмент голографик
Краситель создает объемный глубокий цвет, который переливается всеми оттенками, как волшебная радуга. Чем меньше частицы, тем более плавным и богатым получается переход между оттенками.
Диффузант ДФ-151
Данную добавку используют, если нужно придать изделию полупрозрачный молочный цвет, чтобы оно походило на лунный камень или опал. Диффузант добавляют в готовую смесь, не более 5% от общего объема.
Художественные краски
Они совместимы с эпоксидной смолой. Акриловые краски необходимы для создания мягких пастельных оттенков. Масляные краски дают непрозрачный насыщенный цвет, их можно использовать для создания цветовых переходов. Рекомендуемое количество – 10% от общего объем смолы.
Практически все красители совместимы друг с другом, поэтому не бойтесь экспериментировать и смешивать их. Можно получить очень интересные и даже в чем-то неповторимые фактуры. Например, с помощью всплывающего пигмента создается эффект поверхностных трещин с металлическим блеском. А при помощи утопленного глиттера получается искрящийся блеск, который будет мерцать в этих трещинках.
Окрашивание подручными средствами
Кроме специальных красителей, существует немало способов окрасить эпоксидную смолу подручными средствами. Например,
- гелиевыми чернилами (из авторучки);
- нитрокраской;
- тонером для принтера;
- чернилами для полимерной глины;
- порошком из растолченного цветного мела;
- втиркой для ногтей;
- зеленкой;
- пищевыми красителями;
- алкогольными чернилами и т. д.
При всей своей доступности эти красители не обладают такой же высокой надежностью, какая есть у специальных пигментов для эпоксидной смолы, и дают непредсказуемый результат. К примеру, синие чернила при взаимодействии с отвердителем приобретают грязно-розовый оттенок. Поэтому если вы хотите получить действительно красивую вещь, лучше выбрать пигментную пасту или пудру той же марки, что и смола.
Если же вы решили взять подручные средства для окрашивания, лучше сначала протестировать их на небольшом количестве смолы, соблюдая все пропорции.
Правильная техника окрашивания смолы
Главное правило: строго соблюдайте технику безопасности! Работайте в защитной одежде, очках, маске и перчатках. Помещение должно хорошо проветриваться.
Для окрашивания потребуется следующее:
- одноразовые пластиковые стаканчики, миски и палочки для размешивания;
- смола и отвердитель (компоненты А и В);
- одноразовые шприцы для введения точного количества красителя;
- цветные пигменты и краски по выбору.
Пигментные краски и порошки добавляют в смолу в первую очередь, тщательно перемешивают и только потом вводят отвердитель. Масляные и акриловые краски смешивают со смолой уже после отвердителя. Каждый оттенок смешивайте в отдельной емкости! Она должна быть прозрачной и бесцветной, чтобы вы могли контролировать процесс.
- Разлейте смолу в разные емкости. Смешивать ее с отвердителем предварительно или нет, зависит от используемого красителя. Внимательно читайте инструкцию производителя.
- Добавьте нужный колер и хорошенько перемешайте до получения однородной смеси.
- Дайте ей отдохнуть около 15 минут. Это нужно, чтобы из нее вышли пузырьки воздуха.
- Теперь окрашенную смолу можно залить в молд и оставить до полного застывания.
Внимание! Любые красители, особенно пасты, являются пластификаторами, поэтому их доля в изделии не должна превышать 5-10% от общего объема. Допустимая часть порошкообразных пигментов – не более 5%. Если краситель набрать в шприц и добавлять по капле, вы точно не ошибетесь с его количеством.
Техника безопасности
- Работайте в респираторе, защитных очках, фартуке, одежде с длинными рукавами, перчатках.
- Если смола или краситель попадет на кожу, уберите их спиртовой ваткой и промойте большим количеством теплой мыльной воды.
- Работайте в проветриваемом помещении.
- Не допускайте в это время детей и домашних животных.
- Для смешивания используйте одноразовые пластиковые емкости, их нужно потом выбросить.
Полезные советы
- Окрашиванием смолы следует заниматься в теплом помещении, при температуре воздуха не менее 22°C. В этом случае процесс полимеризации пройдет успешно.
- Следите, чтобы в смолу не попала вода.
- Смешивайте компоненты А и В небольшими частями. Если соединить их сразу в большом объеме, то это приведет к сильному нагреву. Как это сделать, можете посмотреть в этом видео
- Желательно, чтобы емкость для смешивания имела широкое плоское дно, так смесь будет меньше нагреваться.
- Для смешивания используйте одноразовые пластиковые емкости, их нужно потом выбросить.
Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия.
Источник