История цвета, Эванс Г., 2019
Цвет — это лишь особенность восприятия глазом разных волн света. Или нет? Мы окружены настоящим буйством красок, мы знаем огромное количество цветов и различаем десятки оттенков. И сложно представить, что когда-то все было по-другому. Художники всю жизнь могли искать способ получить идеальный синий, а тем временем в некоторых странах не существовало даже понятия «синий цвет», он считался лишь оттенком зеленого. Мы привыкли к ассоциации розового как цвета для девочек, а всего несколько десятилетий назад известный боксер покупал себе розовый кабриолет, и никто не находил это смешным или странным. Наше отношение к цвету есть совокупность ассоциаций и традиций, которые формировались на протяжении многих тысячелетий. Хотя некоторые из них закрепились относительно недавно. Из этой книги вы узнаете: почему для такси выбрали желтый; почему в одних культурах белый символизирует чистоту, а в других — смерть; почему в одних странах цвет ревности — зеленый, а в других — красный? Окунитесь в яркую историю мира!
Введение.
Те, кто прилежно учился в школе, наверняка заучивали одну из мнемонических фраз, помогающих запомнить порядок цветов в радуге — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Например — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Британские студенты учат другой вариант: «Richard of York gave battle in vain», где первая буква каждого слова обозначает соответствующий цвет — red, orange, yellow, green, blue, indigo, violet. Есть также вариант «Roy G Biv». В Индии дети учат слово VIBGIYOR, что есть «Roy G Biv» в обратном порядке. Так или иначе, в этом ряду цветов нет ни пурпурного, ни розового. Являются ли красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета действительно «правильными» цветами радуги? Да, можно добавить еще цвета или убрать какие-то из перечисленных. Это можно делать до тех пор, пока не решим добавить серый или золотой или, допустим, розовый. Общепринятые цвета радуги отличаются в разных культурных традициях и эпохах, поэтому набор цветов в радуге зависит оттого, где живет или жил человек.
СОДЕРЖАНИЕ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История цвета, Эванс Г., 2019 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
История красок
В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.
Возникновение красок
Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.
Первобытные времена
Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.
Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.
В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.
Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.
Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.
Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк – гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.
Появление красок
Древний Египет
Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.
Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.
Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.
Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.
Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.
Древний Китай
Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.
Средние века
Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.
Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.
Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.
Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.
Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.
Новые открытия
Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.
Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.
Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» – краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.
Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.
Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.
Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.
Массовое производство
Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.
На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.
С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.
Многие вредные вещества – например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно – были заменены на менее опасные синтетические компоненты.
Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.
Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.
материалы по теме
Колеровка краски
Несмотря на огромный выбор различных оттенков краски, которые в настоящее время предлагают производители, придирчивому потребителю не всегда удается подобрать то, что нужно. В таком случае вы можете создать для себя желаемый оттенок самостоятельно м наслаждаться выбранным цветом.
История лакокрасочной промышленности
Многие из нас, чтобы улучшить внешний вид жилого помещения, или автомобиля, да и просто, потерявшего свой блеск предмета, пользуются разнообразными лаками и красками. Эти средства помогают существенно сократить расходы, ведь банка краски стоит дешевле, чем новый дверной косяк, например. Банка лака или краски стала незаменимым предметом в нашем хозяйстве.
Витражные краски
Так часто, разглядывая картины гениальных художников, у многих начинают «чесаться руки». Хочется самому создать гениальный шедевр живописи, пусть и в масштабе своей семьи. Душа требует красоты, а руки – холста и кисти.
Источник
Мишель Пастуро: Синий. История цвета. Отрывок из книги
Опираясь на тот факт, что синие тона относительно редко встречаются в изобразительном искусстве античности, а главное, на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи позапрошлого века выдвинули предположение, что греки, а вслед за ними и римляне, вообще не различали синий цвет 1 . В самом деле, и в греческом, и в латинском языках трудно подыскать для этого цвета точное и широко распространенное название, в то время как для белого, красного и черного цветов имеется по несколько обозначений. В греческом, цветовой лексике которого понадобилось несколько веков, чтобы сформироваться окончательно, для определения синего цвета чаще всего используются два слова: glaukos и kyaneos. Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; корень у него не греческий, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху этим словом обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда — синеву неба или моря. Впрочем, из шестидесяти прилагательных, которые используются для описания природных стихий и пейзажа в «Илиаде» и «Одиссее», лишь три являются определениями цвета 2 ; а вот эпитетов, относящихся к свету, напротив, очень много. В классическую эпоху словом kyaneos обозначали темный цвет, и не только темно-синий, но также и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько оттенок, сколько настроение. А вот слово glaukos, которое существовало еще в архаическую эпоху, у Гомера используется весьма часто и обозначает то зеленый цвет, то серый, то синий, а порой даже желтый или коричневый. Оно передает не столько оттенок цвета, сколько его блеклость или слабую насыщенность: поэтому им определяли и цвет воды, и цвет глаз, а также листьев или меда 3 .
И наоборот, чтобы обозначить цвет предметов, растений и минералов, которые, казалось бы, могут быть только синими, греческие авторы используют названия совсем других цветов. Например, ирис, барвинок и василек могут быть названы красными (erythros), зелеными (prasos) или черными (melas) 4 . При описании моря и неба упоминаются самые разные цвета, но в любом случае они не относятся к синей цветовой гамме. Вот почему в конце XIX и начале XX века ученых занимал вопрос: видели ли древние греки синий цвет или, по крайней мере, видели ли они его так же, как мы сегодня? Некоторые отвечали на этот вопрос отрицательно, выдвигая теории об эволюции цветовосприятия. По их мнению, люди, принадлежащие к обществам технически и интеллектуально развитым или претендующим быть таковыми — как, например, современные западные общества — гораздо лучше умеют различать большинство цветов и давать им точные названия, чем те, кто принадлежит к «примитивным» или древним обществам 5 .
Эти теории, сразу после их появления вызвавшие ожесточенную полемику и имеющие сторонников даже в наши дни 6 , кажутся мне необоснованными и некорректными. Мало того, что они опираются на весьма туманный и опасный принцип этноцентризма (на основе каких критериев то или иное общество можно назвать «развитым», и кто вправе давать такие определения?), они еще путают зрение (явление преимущественно биологическое) с восприятием (явлением преимущественно культурным). К тому же они игнорируют тот факт, что в любую эпоху, в любом обществе, для любого человека между «реальным» цветом (если слово «реальный» действительно что-то значит), воспринимаемым цветом и названием цвета есть разница — и порой огромная. Если в цветовой лексике древних греков нет определения синего цвета или определение это весьма приблизительное, надо, прежде всего, изучить этот феномен в рамках самой лексики, ее формирования и ее функционирования, затем — в рамках идеологии обществ, которые эту лексику используют, а не искать связь с нейробиологическими особенностями людей, составлявших эти общества. Зрительный аппарат древних греков абсолютно идентичен зрительному аппарату европейцев ХХ столетия. Но проблемы цвета отнюдь не сводятся к проблемам биологического или нейробиологического свойства. Во многом это проблемы социальные и идеологические.
Та же трудность при определении синего цвета встречается в классической, а затем и в средневековой латыни. Конечно, здесь имеется целый набор названий (caeruleus, caesius, glaucus, cyaneus, lividus, venetus, aerius, ferreus), но все эти определения полисемичные, неточные, и в их употреблении нет логики и последовательности. Взять хотя бы наиболее часто встречающееся — caeruleus. Если исходить из этимологии (cera — воск), оно обозначает цвет воска, то есть нечто среднее между белым, коричневым и желтым. Позже его начинают применять к некоторым оттенкам зеленого или черного, и только потом — к синей цветовой гамме 7 . Такая неточность и непоследовательность лексики отражает слабый интерес к синему цвету римских авторов, а затем и авторов раннего христианского Средневековья. Вот почему в лексике средневековой латыни легко прижились два новых слова, обозначающих синий цвет: одно пришло из германских языков (blavus), другое — из арабского (azureus). Эти два слова в итоге вытеснят все остальные и окончательно закрепятся в романских языках. Так, во французском языке (как и в итальянском и испанском) слова, которыми чаще всего обозначают синий цвет, произошли не от латинского, а от немецкого и арабского — bleu от blau и azur от lazaward 8 .
Отсутствие слов для определения цвета или их неточность, их эволюция во времени, частота употребления — и особенности лексической структуры в целом — вся эта совокупность данных представляет огромный интерес для того, кто изучает историю цвета.
Если, вопреки мнению некоторых ученых позапрошлого столетия, римляне все же различали синий цвет, то относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно. Это и понятно: синий для них — главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов 9 . Овидий говорит, что стареющие германцы, желая скрыть седину, подкрашивают волосы соком вайды. А Плиний Старший утверждает, будто жены бриттов красят свои тела в темно-синий цвет тем же самым красителем (glastum), перед тем как предаться ритуальным оргиям; из этого он делает вывод, что синий — это цвет, которого следует опасаться и избегать 10 .
В Риме синюю одежду не любили, она считалась эксцентричной (особенно в период Республики и при первых императорах) и символизировала траур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого казался резким и неприятным, а темный — пугающим, часто ассоциировался со смертью и загробным миром 11 . Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку 12 ; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. И, разумеется, в театре эта особенность внешности часто использовалась для создания комических персонажей 13 . Так, например, Теренций награждает нескольких своих героев голубыми глазами и при этом или вьющимися рыжими волосами, или огромным ростом, или тучностью — и то, и другое, и третье в Риме эпохи Республики считалось изъяном. Вот как он описывает персонажа своей комедии «Свекровь», написанной около 160 года до нашей эры: «Высокий, рыжий, толст, голубоглаз, кудряв, / Лицо в веснушках» 14 .
Перевод Нины Кулиш
Пастуро, М. Синий. История цвета / Мишель Пастуро; пер. с фр. Н. Кулиш. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 144 с. (Серия: Библиотека журнала «Теория моды»)
________________
1 Gladstone W. E. Studies on Homer and the Homeric Age. Oxford, 1858; Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Paris, 1878; Weise O. Die Farbenbezeichungen bei der Griechen und Römern // Philologus. 1888. Однако некоторые ученые были иного мнения: см., например, Götz K. E. Waren die Römer blaublind? // Archiv für lateinische Lexicographie und Grammatic. 1908.
2 Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Pp. 47–48.
3 О трудностях определения цветов в древнегреческом языке см. у следующих авторов: Gernet L. Dénomination et perception des couleurs chez les Grecs // Problèmes de la couleur / éd. I. Meyerson. Paris, 1957; Rowe С. Conceptions of colour and colour symbolism in the ancient world // Eranos-Jahrbuch. 1972. Vol. 41. P. 327–364.
4 Примеры см. в книге Müller-Bore K. Stilistische Untersuchungen zum Farbwort und zur Verwendung der Farbe in der älteren griechischen Poesie. Berlin, 1922. Ss. 30–31, 43–44 и др.
5 Среди филологов, разделяющих эту точку зрения, назову следующих: Glastone W. E.. Op. cit. T. III; Geiger A. Zur Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Stuttgart, 1978; Magnus H. Op. cit.; Price T. R. The Colour System of Virgil // The American Journal of Philology. 1883. Среди их оппонентов — Marry F. Die Frage nach der geschichtlichen Entwicklung des Farbensinnes. Wien, 1879; Götz K. E. Op. cit. Подробный обзор различных позиций по этому вопросу см. в кн. Schulz W. Die Farbenempfindungen der Hellenen. Leipzig, 1904.
6 См., например, Berlin B., Kay P. Basic Colour Terms. Their Universality and Evolution. Berkeley, 1969. Эта книга вызвала ожесточенные споры среди лингвистов, антропологов и неврологов.
7 André J. Op. cit. Этимология, производящая caeruleus от caelum (небо), при фонетическом и филологическом анализе обнаруживает свою несостоятельность. См., впрочем, гипотезу А. Эрну и А. Мейе в «Этимологическом словаре латинского языка» (Париж, 1979) о нигде не засвидетельствованном существовании промежуточной формы caeluleus. А для средневековых авторов, у которых этимология строилась на иных принципах, чем у ученых ХХ века, связь между ceruleus и cereus была вполне очевидной.
8 На эту тему имеется обширная литература; но прежде всего следует выделить книгу Kristol A. M. Color. Les Langues romanes devant le phénomène de la couleur. Berne, 1978. О проблемах с обозначением синего цвета в старофранцузском языке до середины XIII века, см. в книге Schäfer B. Die Semantik der Farbadjective im Altfranzoesischen. Tübingen, 1987. В старофранцузском нередко происходила путаница: слова bleu, blo, blef, которые ведут начало от германского blau («синий»), смешивали со словом bloi, произошедшим от позднелатинского blavus, искаженного flavus, то есть «желтый».
9 “Omnes vero se Britanni vitro inficiunt, quod caeruleum efficit colorem, atque hoc horridiores sunt in pugna aspectu” — Caesar. Commentarii de bello gallico. V, 14, 2. («А все британцы вообще красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид.» — пер. М. М. Покровского. Источник: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Пер. М.М. Покровского. (Серия «Литературные памятники») М.— Л., Изд-во АН СССР. 1948.)
10 “Simile plantagini glastum in Gallia vocatur, quo Britannorum conjuges nurusque toto corpore oblitae, quibusdam in sacris et nudae incedunt, Aethiopum colorem imitantes” («Подобные растения в Галлии называют вайдой. Британки и их дочери вымазывают ей все тело и в таком виде участвуют в религиозных практиках и ходят голыми, подражая цвету мавров». Plinius Secundus. Naturalis historiae. XXII, 2,1).
11 Luzzatto L. Pompas R. Il significato dei colori nelle civilta antiche. Milano, 1988.
12 André J. Op. cit.
14 “Magnus, rubicundus, crispus, crassus, caesius, / cadaverosa facie” (III, 4, 44–441). (Цит. по: Теренций. Свекровь / пер. с др.-гр. А. Артюшкова // Теренций. Комедии. М.: Искусство, 1988. С. 350. — прим. ред.) Многочисленные доказательства того, что у римлян голубые глаза считались недостатком, можно найти в латинских трактатах по физиогномике.
Источник
Кто придумал краски и откуда они взялись
Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах. на собственной коже!
Самой первой краской была глина. А глины бывают разные – желтые, красные, зеленоватые, белые.
Древние художники с помощью рисунков еще и колдовали, вернее, им казалось, что они колдуют. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей – и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деваться? – думали древние охотники-художники. – Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?» А чтобы колдовство было надежнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубления втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.
Какими же красками рисовали древнейшие художники?
Ну прежде всего они использовали охру – краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают желтые, коричневые, красноватые.
Черный цвет давала сажа, копоть. Находили наши предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Шли тысячелетия. Понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица – желтую краску, отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны – коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
Из чего делали краски.
Вот звучное название – пурпур. Это знаменитый цвет! В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.
А индиго откуда? Так называется один из оттенков темно-синей краски. Индиго еще старше пурпура. Во всяком случае, ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом.
Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия. Долгое время никто не знал секрета ее изготовления А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.
Название кармин тоже знакомо взрослым и маленьким художникам. У этой краски своя любопытная история. Кармин ведет свое начало от насекомых. Да-да, от крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль». Представляете, сколько нужно было наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню! А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.
О красках можно рассказывать без конца. Хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого. Почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево? Помогает в этом химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки природы.
От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
В художественной школе мы рисуем красками: акварельными, гуашевыми, а потом будем рисовать масляными.
Акварель – это водяные краски, растертые на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.
Необходимо помнить, чтобы краски всегда были чистыми, перед тем, как брать новую краску, кисть нужно вымыть в воде. Воду в баночке необходимо периодически менять.
Гуашь, как и акварель, — клеевые водорастворимые краски, но отличие их в том, что они кроющие: после высыхания одного слоя краски его легко можно перекрыть другим.
Работы, выполненные гуашью, отличаются матовостью и бархатистостью.
Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. Гуашью легко исправить ошибку: положил свежий слой поверх испорченного и – все в порядке!
Эксперимент «Как я получала разные краски»
Эксперимент №1. «Акварель»
Красный, желтый, синий – основный цвета. Но мои любимые – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Их можно получить самой!
Однажды у меня растеклась краска синим цветом и попала на желтый фон, получился новый цвет – зеленый. И тогда я поняла: если смешать два цвета, то получится другой цвет. Так смешивая красный с желтым, получается оранжевый, красный с белым – розовый, синий с белым – голубой, синий с красным –фиолетовый.
В рисовании используются краски трех основных цветов: красного, синего и желтого. Все остальные цвета считаются производными ( т. е. промежуточные цвета) — их можно получить смешиванием основных цветов. Например: от смешения красной и синей красок получается фиолетовая; от смешения синей и желтой — зеленая; от смешения красной и желтой — оранжевая; от смешения красной и зеленой (т. е. от смешения всех основных цветов) — коричневая.
Оттенки красок могут быть разными и зависят от процентного соотношения смешиваемых цветов.
При подборе красок и их оттенков необходимо учитывать зрительное восприятие цвета. Красно-желтые цвета напоминают цвет огня и называются теплыми, а зеленовато-синие цвета напоминают цвет льда и называются холодными. На чертеже теплые тона зрительно выступают, а холодные удаляются.
Я нарисовала радугу и сделала таблицу смешивания цветов.
Красный Желтый Синий
Красный Красный Оранжевый Фиолетовый
Желтый Оранжевый Желтый Зеленый
Синий Фиолетовый Зеленый Синий
Эксперимент №2 «Натуральные красители» Мне приходилось наблюдать, как остаются нежелательные пятна на одежде и скатерти. Это пятна от кофе и чая, свеклы, ягод,.
Новый цвет можно получить с помощью природы, всего, что нас окружает. Например, свекла окрасила мои руки в красный цвет, когда я помогала маме ее чистить. Фиолетовый цвет можно получить из сока темного винограда, ягоды ежевики. Синий цвет — из черники. Зеленый – из листьев крапивы. Желтым цветом вас может окрасить одуванчик. Чайная заварка превратит вашу белую футболку в коричневую.
Это может пригодиться для окрашивания тканей. Для этого эксперимента я подобрала натуральные красители: 1. Кофе и чай – окрашивают в коричневый цвет
2. Луковую шелуху мы использовали при крашении пасхальных яиц, красно-коричневый цвет
3. «Молоко» от одуванчика – коричневый цвет
4. Шафран (куркума) дает ярко-оранжевую окраску. Столовую ложку шафрана развести в трех ложках воды, получается густая кашица. Потом эту кашицу развести в полстакане теплой воды и влить в 1,5 литра горячей воды. Туда опустить ткань и довести до кипения, потом оставить в кастрюльке с закрытой крышкой до полного остывания.
5. Чай каркаде дает густой малиново-лиловый цвет ( в соотношении 1:2). При окрасе ткани типа бязи цвет приобретает розово-красный, на шерсти приобретает сероватый оттенок. Для закрепления цвета можно прополоскать в воде с уксусом или лимонной кислотой.
Эксперимент № 3 «Пищевые красители»
Натуральные пищевые красители
Белый Сахарная пудра, молоко, сливки, сметана, белые кремы
Желтый Шафран, высушенная молотая лимонная цедра, морковная масса (состоящая из равных частей масла и тертой моркови, обжаренной в течение 3-5 минут до размягчения и процеженная через марлю).
Зеленый Сок шпината, листья крапивы
Коричневый Крепкий кофейный настой, крепкий чайный настой, жженка (пережженый сахар)
Красный и розовый Сок:
малины, клубники, клюквы, кизила, брусники, смородины, вишни, красных сиропов, варенья, вина, краснокочанной капусты или свеклы
Оранжевый Сок апельсиновой цедры, сок мандариновой цедры, смесь красной и желтой краски
Шоколадный Шоколад, какао порошок, жженка с красной краской
Фиолетовый Сок темного винограда, ягоды ежевики
Сахар с водой (5:1) поместить в глубокую сковородку, которую ставят на медленный огонь и кипятить до получения массы темно-коричневого цвета, затем снять с огня и осторожно, маленькими порциями, при помешивании добавить воду. Соотношение сахара и воды должно быть 5:2. Полученный раствор процедить через мелкое сито.
1 красную свеклу протереть через крупную терку, поместить в эмалированную кастрюлю и залить водой так, чтобы она покрывала свеклу. Кастрюлю плотно закрыть крышкой и кипятить на медленном огне в течение 1 часа. Затем жидкость слить, мякоть отжать, в раствор добавить щепотку лимонной кислоты, чтобы раствор не поменял цвет и был ярче, процедить, охладить. Красители красных оттенков можно получить увариванием соков красных ягод: смородины, вишни, малины и др.
Морковь протереть через крупную терку и обжарить в сливочном масле (1:1). Чтобы сливочное масло не подгорало, сковородку смазывают подсолнечным маслом. Когда морковь станет мягкой (через 3-5 минут), а жир оранжевым, массу снять со сковородки, дать немного остыть и отжать через полотняную тряпочку или марлю, сложенную вдвое.
Краситель из шпината.
Сок шпината уваривают на медленном огне в течение 30-40 минут, пока окраска не станет интенсивно зеленой.
Соединение зеленого с желтым или оранжевым дает синий цвет.
Краски можно смешивать и получать разные цвета.
Краски можно найти в окружающей нас природе.
5. Новые знания помогли мне придумать сказку. Вот она!
Сказка про краски.
Жили-были краски. Они были дружные и трудолюбивые. Красная краска окрашивала розы, ягоды, яблоки. Желтая раскрашивала солнышко, одуванчики. Синяя разрисовывала небо, воду.
Однажды они поссорились. Стали спорить, кто из них важнее. «Я всех лучше, я всех нужнее» — заявила желтая краска. «Я раскрашиваю солнце, а без него все погибнет».
Синяя краска очень разозлилась и сказала: «Я раскрашиваю воду, и без нее тоже все пропадут». Красная краска решила их помирить: «Не ссорьтесь, милые краски. Все мы важны, а главное нужны друг другу. Без тебя, желтая краска, и без тебя. Синяя краска не будет зеленого цвета. Без меня и без желтой не будет оранжевого цвета. Без синей краски и меня не будет фиолетового. А значит мир будет серым и некрасивым. Давайте жить в мире и создавать новые цвета и оттенки».
Все краски согласились и помирились. Теперь они опять дружат и радуют нас.
А когда я раскрашивала картинки из серии «На реке» мне приходилось смешивать акварельные краски. Картинки получились красивые, а животные приобрели более естественную окраску. Вот одна из них.
А еще я приготовила ягодно-кремовый десерт. Его цвет будет зависеть от выбранных вами ягод.
*2 чашки свежезамороженных ягод ( клубника, вишня без косточек, малина, ежевика или черника)
*1/2 чашки сахара.
*1 чашка взбитых сливок.
*Несколько ягод и листик мяты для украшения.
Разморозьте ягоды и слейте воду. Засыпьте ягоды сахаром и дайте им настояться полчаса. С помощью миксера разомните ягоды и сахар. Если у вас нет миксера, раздавите ягоды ступкой или большой ложкой. Поместите ягоды в большую глубокую чашку. Выложите на них взбитые сливки и перемешайте. Украсьте свой десерт ягодами и мятой. Ваш десерт готов. Пальчики оближешь!
Теперь я знаю историю появления красок, знаю где их используют и научилась получать свои краски.
Источник
10 красителей с интересными историями
Глядя на старые фотографии, легко представить, что прошлое было довольно серым. Даже старые картины могут заставить нас думать, что никто в истории не наслаждался красочными вещами. Но фотографии и картины, покрытые коричневым лаком, не рассказывают всей истории.
Прежде всего, чтобы создать эти картины, люди должны были искать красители, чтобы делать краски. Чтобы покрасить ткань, люди годами экспериментировали, только чтобы получить нужный цвет. Некоторые из этих экспериментов пошли в очень странных направлениях. Вот десять пигментов со странной историей.
10. Тирский пурпур
Тирский пурпур был когда-то самым востребованным красителем в мире. Известный как имперский фиолетовый, носить его могли только те, кто имел высокий статус. Быть багрянородным – рождённым в пурпуре – означало, что человек родился в королевской семье.
Тирский пурпур был одним из самых ярких цветов, доступных в древности, и был желанным, потому, что, в отличие от многих натуральных красителей, он был устойчив к выцветанию. Он также был довольно редким и сложным для производства, что только увеличивало его ценность. Согласно финикийской мифологии, краситель был впервые обнаружен, когда собака съела небольшого моллюска на пляже. Когда собака подошла облизать свою хозяйку, женщина заметила, что язык животного был интригующего фиолетового оттенка. Так и родился тирский пурпур.
В этой истории есть доля правды. Тирский пурпур был изготовлен путём дробления миллионов крошечных моллюсков. Размолотых моллюсков затем оставляли запекаться на солнце в процессе, который вызывал нечестивое зловоние. 10000 моллюсков давали один грамм красителя.
Несмотря на то, что он был модным, краситель мог оказаться смертельным. Когда король Птолемей посетил римского императора Калигулу, он носил огромное количество пурпурной ткани, чтобы похвастаться. Калигула, не самый стабильный монарх, воспринял это как вызов собственной власти и убил короля.
Уран сегодня наиболее известен как источник энергии в ядерных реакторах и атомных бомбах. Впервые выделенный и названный элементом в конце 18-го века, уран фактически использовался в красителях, по крайней мере, с первого века. Было обнаружено, что кусок стекла римской виллы был жёлтым, потому что содержал один процент оксида урана.
После открытия урана он широко использовался для изготовления стекла, эмали и керамики разных цветов. Наиболее известное использование урана было в урановом стекле, которое имеет ярко выраженный и слегка тревожный зелёный оттенок под ультрафиолетовым излучением. Мода на урановые красители вошла в переизбыток после открытия радия.
Радий, часто встречающийся в качестве примеси в источниках урана, сам по себе использовался в красках, поскольку он имел прекрасный эффект свечения в темноте. Поскольку тонны урана нужно было закупать для получения небольшого количества радия, везде было много урана. Художники и фабрики, производящие стекло и керамику, вскоре использовали его. Хотя риск радиации в уран-пигментированных объектах невелик, сегодня он используется очень редко.
8. Хань пурпурный
Даже старомодные красители могут научить нас интересным вещам. Хань пурпурный и его близкий родственник хань синий (оба используются в росписи) были красителями, созданными древними китайцами 2500 лет назад. Хань пурпурный использовался для росписи фресок, украшения знаменитых терракотовых воинов и производства стекла. Использование ханя пурпурного прекратилось в третьем веке нашей эры и было забыто, пока не было вновь открыто в 1990-х годах.
Синий и пурпурный – твёрдые пигменты, которые можно сделать из натуральных материалов. Хань пурпурный создаётся путем смешивания молотого кварца, минерала бария, меди и свинца в точных пропорциях и нагревания их примерно до 1000 градусов по Цельсию. Учитывая тепло и ингредиенты, использованные при его создании, кажется вероятным, что хань пурпурный был побочным продуктом стекольного производства, но как именно его изобрели, всегда будет загадкой.
Его создание для некоторых менее интересно, чем свойства, которые он демонстрирует сегодня. Было обнаружено, что, когда хань пурпурный охлаждается чуть выше абсолютного нуля и к нему прикладывается магнитное поле, он становится сначала сверхпроводником, а затем конденсатом Бозе-Эйнштейна. Хань пурпурный словно теряет измерение в этих условиях, и электроны текут только в двух измерениях.
Людям, как правило, не нравится есть насекомых, если только эти насекомые не делают еду красивого цвета. Кошениль, или кармин, вырабатывается крошечным насекомым, которое живёт на различных кактусах. Самки этого вида питаются красными ягодами кактуса и производят интенсивный красный химикат.
Когда европейцы достигли Мексики, они обнаружили, что туземцы могли изготовить красную ткань, гораздо более яркую, чем всё, что они видели раньше. Вскоре кармин стал очень востребованным красителем и не только для одежды.
Процесс сбора насекомых является деликатным и трудоёмким. После того как собранных из кактусов насекомых раскатывают на деревянной доске, чтобы убить их, не повреждая ценный пигмент, и затем их оставляют сушиться на солнце. 70000 насекомых требуется, чтобы сделать один фунт кармина.
В то время как синтетические красные заменили кармин в производстве одежды, его всё ещё иногда используют в пищевой промышленности для окрашивания продуктов питания и напитков, особенно в брендах, которые хотят похвастаться использованием только «натуральных ингредиентов». В 2012 году Starbucks решила, что больше не будет использовать кармин после протестов потребителей.
6. Зелень Шееле
За некоторые цвета можно просто умереть, а зелень Шееле может просто убить тебя. Изготовленная из меди и мышьяка, зелень Шееле была очень популярна в 19 веке и использовалась во всём, от обоев и одежды до продуктов питания. Любовь к изображению природы в помещении означала, что нужен сильный зелёный краситель, а зелень Шееле только и ждала, чтобы её использовали.
Одна проблема заключалась в том, что люди, которые использовали зелень Шееле, чтобы делать вещи, как правило, болели, действительно болели. Рабочие вдыхали наполненную мышьяком пыль, или она оставалась у них на пальцах. Многим повезло отделаться открытыми язвами, в то время как другие умирали от хронического отравления мышьяком.
Использование зелени Шееле в обоях создавало комнаты смерти. Когда обои становились влажными или на них росли грибы, выделялся газ арсин. Возможно, это сыграло свою роль в смерти Наполеона, который, находясь в изгнании на острове Святой Елены, думал, что его британские охранники пытаются отравить его. У него были многие симптомы отравления мышьяком, но, возможно, его убили не британцы. У него были обои очень красивого зелёного цвета.
5. Vantablack
Это распространённая шутка, что технология углеродных нанотрубок находится на расстоянии десяти лет от изменения мира… как это было десять лет назад. Было несколько захватывающих, хотя и ограниченных по объему, применений углеродных нанотрубок, но, пожалуй, самым привлекательным является Vantablack. Ну, возможно, это не бросается в глаза, потому что ваши глаза имеют тенденцию скользить прямо с объектов, покрытых этим чёрным красителем, который является самым тёмным веществом, созданным человеком.
Vantablack не является красителем в обычном смысле, так как вы не можете просто нарисовать его на объекте. Он создаётся путем выравнивания нанотрубок на поверхности определённым образом, так что почти весь свет, попадающий на поверхность, поглощается. Это, безусловно, потрясающий эффект, и именно поэтому он востребован многими художниками.
К сожалению для других художников, британскому художнику Анишу Капуру удалось получить эксклюзивные права на использование Vantablack в искусстве. Эта монополия на использование материала не устраивала многих людей. Поэтому, когда Стюарт Семпл создал то, что он назвал «самым розовым розовым», он предложил продать его кому угодно, кроме Аниша Капура, который уже владел «самым чёрным чёрным». Покупатели должны были согласиться с юридической декларацией, в которой говорилось: «Вы не являетесь Анишем Капуром, вы никоим образом не связаны с Анишем Капуром, вы не приобретаете этот предмет от имени Аниша Капура или партнёра Аниша Капура».
Когда Капур взял в руки образец розового, он опустил в него средний палец и выложил это в Instagram.
4. Кровь дракона
Что может быть круче, чем рисовать кровью дракона? К счастью для древних художников, не было нужды выходить и убивать драконов, чтобы получить её. К сожалению, единственным источником пигмента были растения, которые часто росли за тысячи километров.
Кровь дракона происходит из целого ряда растений и представляет собой красную смолу, которую они производят при повреждении. Одним из источников крови дракона для римлян был остров Сокотра у побережья Африки в Аравийском море. Этот остров является домом для многих странных на вид растений и животных. Когда дерево крови дракона срублено, оно выглядит так, будто оно кровоточит. Несмотря на интенсивный красный цвет смолы, которую производят деревья, красный пигмент в ней, драконова кровь, составляет только один процент жидкости.
Древним римлянам было трудно определить разницу между кровью дракона и другим красным красителем под названием киноварь. Поскольку киноварь является составом, изготовленным из ртути, разница вскоре стала очевидной, поскольку люди, которые употребляли киноварь, часто заболевали хроническим отравлением ртутью.
3. Железистые чернила
Изготовление книг раньше было долгим и дорогим процессом. В Средние века люди, создававшие книгу, хотели, чтобы она хранилась долго, поэтому вместо бумаги они использовали шкуры животных под названием пергамент. В отличие от бумаги, кожа не впитывает влагу, поэтому, если вы хотите писать на ней, вы должны создать чернила, которые будут прилипать к пергаменту и сохраняться в течение длительного времени.
Каким-то образом были изобретены железистые чернила. Процесс изготовления включает в себя поиск дуба, на который напали паразитические осы. Эти осы откладывают яйца на дерево и заставляют его создавать маленькие твёрдые шарики, называемые галлами, где развиваются их яйца. Эти галлы затем измельчают в порошок и оставляют в воде на несколько дней. Получающаяся коричневая жидкость смешивается с железосодержащим соединением, которое создаёт чёрные чернила. Чтобы закрепить это на странице, нужно также добавить смолу.
Даже сегодня воссоздание железистых чернил может быть сложным процессом. Изготовленные неправильно, они могут отслаиваться от страницы, оставляя вас с дорогой переплетённой кожаной книгой.
2. Индийский жёлтый
Индийский жёлтый – не такой простой краситель, как многие в этом списке. Вместо того чтобы быть одним химическим веществом, он состоит из ряда химических веществ, но этого следует ожидать, учитывая его источник. Под солнечным светом жёлтый, который он производит, является особенно ярким, поскольку слегка флуоресцирует. Некоторые, однако, считали, что пигмент имеет неприятный запах, что, опять же, может быть связано с его источником – коровьей мочой.
Также известный как purree, пигмент возник в Индии в 15 веке. Он был изготовлен путём кормления коров специальной диетой из листьев манго и позволения им мочиться на специальный песок. Когда куски песка и высушенной мочи были собраны, их размалывали, чтобы сделать пигмент. Европейские художники любили яркий жёлтый, и во многих известных произведениях искусства, в том числе в Звёздной ночи Ван Гога, он был использован.
Сами художники не знали, чем они рисуют. Индийский жёлтый потерял популярность отчасти из-за расследования его производства в начале 20-го века. Было установлено, что рацион из листьев манго, скармливаемых коровам, делал их очень нездоровыми. Практика была в конечном итоге запрещена.
1. Коричневая мумия
Египетские мумии – один из лучших способов узнать о прошлом. Помимо того, что они рассказывают нам о египетских погребальных обрядах, они могут рассказать нам о здоровье людей, их культурном статусе и многом другом. Даже обёртка, используемая на мумиях, может быть показательной, поскольку часто использовались старые тексты. В противном случае утраченные работы из древнего мира всё ещё возвращаются из мумий. Кроме того, они являются физическими останками некогда живущего человека, что делает ещё более трагичным, что тысячи из них были бесцеремонно размолоты, чтобы сделать пигмент, известный как коричневая мумия.
Художникам понравился тон красителя, потому что он дал им новый цвет, чтобы передать тёмное дерево, используемое в домах в то время. Но когда было обнаружено, что это был за источник, некоторые были глубоко обеспокоены. Говорят, что Эдвард Бёрн-Джонс устроил погребение в саду своей трубки с коричневой мумией, как только узнал, из чего она сделана. Другие были менее брезгливы. Предположительно, Мартин Дроллинг использовал трупы расколотых французских королей, чтобы сделать свой собственный краситель.
Несмотря на моральные проблемы использования мумий для рисования, эта практика прекратилась только в 1964 году, когда кончились запасы мумий.
Источник