Лаки и краски история
Лак не является современныи изобретением. Лаки и лакировки известны с древних времен. Только раньше готовились из натурального материала.
Лаки известны со 2-го тысячелетия до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева. Китайские лаки (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских лаках распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских лаков характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен.
К китайским близки лаки Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в XV-XVII вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является смола деревьев семейства кипарисовых — сандарак.
В Индии распространены также нирмальские лаки — изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы).
Восточные лаки известны в Европе с XV в., где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в XVII-XVIII вв. В европейских лаках техника производства была упрощена, введены горячая сушка, применение масляных красок и масляных лаков. В XVIII в. техническим и художественным мастерством выделялись французские лаки фирмы «Мартен» и немецкие лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами).
С XVIII в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала XIX в. стали возникать народные промыслы (смотри федоскинская миниатюра, жостовская роспись)
Источник
От пещеры до современного фасада. история красок
Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие. Полы и стены нашего дома окрашены, на стенах могут висеть различные приевшиеся нам пейзажи, искусно выполненные масляными красками; фасад нашего дома покрашен фасадной краской и даже забор за домом разрисован соседским мальчишкой, мечтающим стать великим художником, причем красками из аэрозольного баллончика, свободно продающегося за соседним углом.
Красок и их цветов такое огромное разнообразие, что даже неспециалист сможет навскидку назвать с десяток их различных наименований.
Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. В доисторические времена краски получали из цветной глины и растертых в порошок минералов. Чем богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть ее. Видимо, поэтому о начале развития человечества судят по древней живопись на скалах.
Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.
Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов — охра (от греч. ochros — «желтый»). Окислы и гидраты окислов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.
Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка — гематит (от греч. haima — «кровь»).
Следует, однако, отметить, что по существу эти примитивные краски очень похожи на современные и по составу, и по методу изготовления. Животные жиры, правда, уже не применяются, но газовая сажа, сходная по составу с обычной сажей, представляет собой наиболее широко распространенный черный пигмент. В настоящее время сажа подвергается специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей прочности и других свойств. Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью трехвалковые и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое — перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.
Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.
В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке — так делали итальянцы Фра Анджелико (1387(?)-1455) и Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492). Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк (ок.1390-1441) ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.
Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо да Винчи (1452-1519) попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его «Тайная вечеря» начала осыпаться уже при жизни мастера.
Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее.
В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную краску, но вместо этого получил синюю краску, весьма похожую на ультрамарин. Ее назвали «берлинская лазурь». Этот пигмент был в 10 раз дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар изобрел краску под названием «кобальтовая синька», которая еще лучше заменяла ультрамарин. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме получил «французский ультрамарин», полностью аналогичный натуральному. Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное «но»: они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.
В 1870 году международное общество красильщиков решило выяснить, какие краски вредят здоровью. Оказалось, что «никакие», кроме одной: изумрудно-зеленой. Ее делали из смеси уксуса, окиси меди и мышьяка. Этой краской были покрашены стены в доме Наполеона на острове Святой Елены. Многие исследователи полагают, что он умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев.
Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Случилось, однако, так, что наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению смесей. Так зародилась лакокрасочная промышленность. Однако и после ее зарождения многие предпочитали сами смешивать ингредиенты для получения краски, так что в течение еще многих лет бок о бок существовали в продаже и готовые краски, и сырые материалы для них. И все же готовые краски взяли верх, и постепенно выпуск отдельно масел и пигментов прекратился.
50 лет назад в состав краски в основном входили: пигмент или смесь пигментов, льняное масло в одной из многих существовавших тогда форм (льняная олифа, полимеризованное льняное масло) и скипидар в качестве разбавителя. Разбавитель был необходим для того, чтобы довести краску до нужной консистенции. Аналогичный состав имели в то время и готовые к употреблению краски.
С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные земляные пигменты различной степени чистоты и искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической промышленности, органическими и неорганическими.
Раньше ядовитых красок было больше: мышьяк входил в киноварь («желтое золото»), а свинец — в красно-оранжевый сурик. Сегодня палитра искусственных красок очень широка. Большее количество пигментов производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение – они более устойчивы, обладают постоянным качественным химическим составом, что очень важно в массовом производстве. Но, как ни странно, спрос на натуральные пигменты не только не пропал, но и опять постепенно растет (в год на 5,5%); Скорее всего, это связано с совершенствованием техники производства и переходом на более экологически чистые технологии.
Большую нишу в современном строительстве занимает фасадная краска. В наше время эти краски обладают невероятной палитрой, всевозможными специальными качествами и могут удовлетворить любую прихоть.
Поговаривают, что впервые надобность красить фасады городских зданий, появилась в начале прошлого века, когда на улицах крупных городов, массово стали появляться фаэтоны, с двигателем внутреннего загорания, которые добавили в благоухающий от конского навоза городской воздух, еще и черную копоть от плохо сгораемого топлива. Позже к этому «грязному делу» подключились промышленные предприятия, чаще всего располагавшиеся чуть ли не в центре индустриальных городов. В конце концов, фасады зданий почернели настолько, что пришлось их не мыть, как это делали ранее, а красить.
Сегодня отделка фасада здания является заключительным этапом строительных или реконструкционных работ. Фасад – это лицо здания, его визитная карточка. Несмотря на повальное увлечение архитекторов новейшими строительно-фасадными системами из стекла и пластика, фасадная краска по-прежнему не сдает своих отделочных позиций.
Благодаря современным технологиям и новейшим материалам в настоящее время существуют неограниченные возможности для оформления фасадов, в частности, для придания любому зданию индивидуальности (будь то новое или отреставрированное строение). Определяя внешний вид здания, необходимо принимать во внимание эстетические функции, которые выполняет фасадное покрытие, а также следить за тем, чтобы оно соответствовало строительным критериям. Правильно подобранное и выполненное фасадное покрытие не только делает фасад красивым и чистым, но и защищает его от разрушительного воздействия окружающей среды в течение длительного времени.
Особенная опасность для штукатурки и каменной подложки исходит от воды в любом ее состоянии. Именно поэтому наиболее важное требование, выдвигаемое к любому покрытию, – его способность защищать стену от дождевой воды и влажности. Но в то же время, данное покрытие должно обеспечить хорошую способность к диффузии для воздуха и водяного пара. Решающими критериями для оценки качества фасадных красок являются также их хорошая адгезионная прочность, устойчивость цветового тона, светостойкость, стойкость к ультрафиолетовому облучению.
Когда речь идет об отделке фасада, подразумевается не только его покраска. Это целый перечень работ, направленный на создание красивого и долговечного защитного покрытия. Для их выполнения необходима не только краска, но и специальные шпаклевочные массы, грунтовочные составы, а зачастую и ремонтные растворы. И только при условии правильного подбора всех перечисленных компонентов и выполнения работ с соблюдением существующих технологий фасаду обеспечена долгая цветная жизнь.
Источник
История производства красок. Современные экологичные краски
Первые краски начали использовать примерно 30 000 лет тому назад. Люди применяли смеси из окрашенной глины, сажи, жира и других природных веществ для украшения своих тел домов и культовых мест. С развитием цивилизации появляется необходимость защиты творений человека от порчи, необходимость сохранять во времени предметы обихода, храмы, дворцы, жилые здания, корабли и т.д.
Египтяне первыми стали применять смесь невысыхающих масел с древесными смолами или природным асфальтом с практической целью — защиты от влаги, увеличения срока использования предметов и сооружений. Во времена развитых цивилизаций Египта (с 4000 г. до н.э.), Греции и Рима использовались сложные способы окрашивания или опознавания сосудов, статуй, орудий труда и зданий. Сырьем служили растительные смолы, крахмал, мездровый клей, молоко (продукты), пчелиный воск, древесный уголь и различные минералы. Природные красители, такие как индиго, пурпурный и красильная марена, применяли для окрашивания текстиля, волокон, древесины, бумаги и кожи.
В отличие от декоративного использования красок, искусство лакирования для получения ровной блестящей поверхности было разработано в Китае, начиная примерно с 2000 г. до н.э. Лаки делали на основе сока китайского дерева, и они, помимо придания декоративного эффекта, выполняли так же защитные функции. Другое сырье – бальзамы и смолы, киноварь и ультрамарин поступали преимущественно из Индии.
В Средние века защитные свойства красок, стали использовать для предотвращения возникновения сырости, а так же для внешнего украшения дворцов, храмов, жилищ знатных людей. Стоимость таких покрытий была очень высока, что не позволяло использовать их в больших масштабах. Благодаря такой покраске даже до нашего времени дошло несколько неплохо сохраненных построек.
Приблизительно в 16 веке стали варить смолу с маслом, получая, таким образом, краски с высокой степенью смешивания. Добавляя в краску олифу, добились более быстрого высыхания. В это же время в качестве растворителя начали применять льняное масло, которое с успехом применяется до сих пор.
Слово «лак» произошло от «лакша» «laksha», которым в древнем священном индийском языке санскрит называли шеллак, представляющий собой смолу, вырабатываемую особыми насекомыми из сока индийского фигового дерева.
Развитие мореплавания обусловило появление новой важной области применения лакокрасочных материалов. В IV в. до н.э. происходила широкая миграция из Малой Азии вплоть до Англии и Скандинавии как по суше, так и по морю. Деревянные корабли, на которых перевозили мигрантов, делали водонепроницаемыми путем обработки смесями невысыхающих (неотверждаемых) масел с древесными смолами или природным асфальтом.
Примерно в 1100 году н.э. немецких золотых дел мастер Роген фон Хельмарсхаузен, и монах Теофилус описали приготовление лака путем нагревания льняного масла с расплавленным янтарем. Этот процесс, известный как процесс варки, получил дальнейшее развитие, и к XVII уже было разработано много составов для приготовления лакокрасочных материалов и покрытий из различных природных смол, льняного масла и спирта.
Промышленная революция XVIII в. вызвала резкое увеличение спроса на лакокрасочные материалы. В частности, возрастающее количество товаров и сооружений, производимых из склонного к ржавлению железа, требовало их защиты от разрушения под воздействием атмосферных воздействий. Кроме того, странам, экономика которых сильно зависела от мореплавания, требовались большие количества судовых красок. Первые лакокрасочные заводы, которые появились в Англии в 1790 г., выросли из средних по размеру лакокрасочных мастерских, затем появились заводы в Голландии, а позднее в Германии, России и других странах.
Даже в XIX в. все сырье для производства лакокрасочных материалов, за исключением нескольких синтетических пигментов, уже выпускаемых в промышленном масштабе, было природным. Тогда начали различать краски с большим содержанием летучих компонентов и лаки и краски с большим содержанием масла. Последние производили путем совместного нагревания смол с высыхающими маслами в «варочных котлах», добавляя при необходимости пигменты. Сильно возросла механизация процесс производства красок. Большим недостатком этих материалов было длительное время высыхания; требовалось несколько недель для того, чтобы окрасить вагон или машину.
Огромные изменения в технологии лакокрасочных материалов и покрытий произошли в XX веке. Толчком к этому послужило развитие полимерной химии и изобретение производственных линий для массового производства автомобилей.
Источник
История лака
Лак не является современныи изобретением. Лаки и лакировки известны с древних времен. Только раньше готовились из натурального материала.
Лаки известны со 2-го тысячелетия до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева. Китайские лаки (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских лаках распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских лаков характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен.
К китайским близки лаки Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в XV-XVII вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является смола деревьев семейства кипарисовых — сандарак.
В Индии распространены также нирмальские лаки — изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы).
Восточные лаки известны в Европе с XV в., где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в XVII-XVIII вв. В европейских лаках техника производства была упрощена, введены горячая сушка, применение масляных красок и масляных лаков. В XVIII в. техническим и художественным мастерством выделялись французские лаки фирмы «Мартен» и немецкие лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами).
С XVIII в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала XIX в. стали возникать народные промыслы (смотри федоскинская миниатюра, жостовская роспись)
Источник