Тембры музыкальные краски вывод
Все инструменты названы правильно. А помните ли вы их голоса? Проверим себя. Закроем глаза, сосредоточимся и представим себе: вот зазвучала арфа, запела скрипка, хрустально заиграл клавесин, зазвенела труба…
1. О.Мессиан “Страдания Христа” – орган, духовой инструмент, звук плывущий, мощный
2. И.С.Бах “Итальянский концерт” – клавесин, клавишный струнно-щипковый, звук отрывистый
3. К.Дебюсси “Лунный свет” – арфа, струнно-щипковый, звук переливающийся
4. П.И.Чайковский Неаполитанский танец из балета “Лебединое озеро” – труба, духовой, звук призывный, звонкий
Ребята, а теперь, кроме инструмента, назовите произведение и его автора:
5. М.П.Мусоргский “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” – фортепиано, клавишный, звук разнообразный
Остался один инструмент – скрипка. Давайте просто скажем, какой у нее голос: мягкий и настойчивый, певучий и резкий.
Мы уже знаем песню о скрипке, о том, как ее голос и мастерство музыканта вылечили бегемота. Давайте исполним песню, но сначала “гимнастика для голоса” – выполняется фонопедическая разминка.
Исполнение песни “Как лечили бегемота”, отработка выразительного исполнения.
Вы правильно определили все голоса. А что помогло вам справиться с этой задачей? – ответ “Помогло то, что все голоса разные”
А зачем нам много разных музыкальных тембров? – ответы детей “Чтобы музыка была ярче, разнообразнее, интереснее”
А в музыке разве не так же происходит? Обратите внимание: тембр – окраска звука. Можно с помощью разных тембров сделать музыку красочнее, ярче? – ответы.
Давайте и мы “раскрасим” музыку. Добавим музыкальных красок к пьесе “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)”. Каким тембрам вы бы доверили показать образ Бабы-Яги? – предположения детей.
А теперь послушаем, как с этой же задачей справился настоящий композитор. Вслушайтесь, каким стал этот образ, каким инструменты теперь главные
Слушание пьесы “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского
Источник
Технологическая карта урока музыки на тему «Тембры-краски»
В данном техкарте изложен материал для проведения урока музыки для ознакомления детей с звучанием инструментов, а также формирования умения различать их.
Содержимое разработки
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока музыки,
по теме: «Тембры – краски»»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Класс: 2 «А»
Тип урока: «комбинированный».
Тема урока: «Тембры – краски»
Цель: познакомиться с различными тембрами музыкальных инструментов.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
Формировать музыкально-эстетические чувства посредством музыки;
Развивать умение выражать чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формировать/развивать:
Р1: Развивать позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей;
Р2: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;
П1: Умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями;
К1: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;
К2: Умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Достижение предметных результатов обучения:
Развивать умение узнавать на слух звучание разных музыкальных инструментов: органа, клавесина, фортепиано, арфу, трубу.
Развивать умение размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: песня «Капель», 1. Фуга И.С.Бах– орган, 2. клавесин, 3.К.Дебюсси «Лунный свет» – арфа, 4.П.И.Чайковский Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро» – труба, А.Моцарт «Поппури» — фортепиано; песня «Весёлая мышь».
Литературный ряд: загадки, истории об музыкальных инструментах.
Материалы для учащихся: тексты песен «Капель» и «Весёлая мышь», сюжетные раскраски с животными
Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(формируемые
на данном этапе урока)
Методы обучения, КРР
1. Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна и сегодня урок музыки проведу у вас я.
Ребята, чтобы у нас было солнечное настроение, предлагаю вам пропеть фразу «Добрый день – нам петь не лень» с разным настроением. Первый ряд – с весёлым, второй – с грустным, третий – с удивлением.
Пропевают фразу «Добрый день – нам петь не лень» с разным настроением.
ЛУУД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу
Формирование готовности восприятия учебного материала
2. Актуализация опорных знаний
-Ребята, какая тема у вас была на прошлом уроке?
Слышала, что вы разучили песенку. Какую песенку вы разучили?
Ребята, я хочу послушать, как вы поёте.
(Включает песню «Капель»)
Отвечают на вопросы.
Поют песню «Капель».
РУУД: Развивать позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей
3.Организация познавательной деятельности
3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности):
3.2.1. Восприятие
3.2.2. Вокально-хоровая работа
3.2.3.Музыкально-ритмические движения
3.2.5. Творческое задание
3.4. Повторение и включение в систему знаний
-Ребята, какие средства музыкальной выразительности вы знаете?
-Сегодня мы узнаем об ещё одном средстве музыкальной выразительности, название которого зашифровано на слайде. Как вы думаете, что это может быть? (слайд 1)
-Верно, это тембр. Может, кто-то уже знаком с этим понятием? Или догадывается, как оно звучит?
Ребята, мы каждый день слышим голоса людей. У каждого из них своя окраска, голоса могут быть светлые, темные, яркие, приглушенные…В музыке окраска голоса называется ТЕМБР.
Тембр – это звучание, характерное для определённого музыкального инструмента. Он бывает разный и каждый по-своему особенный.
Тембры — как краски, которые рисуют нам музыкальные образы, передавая их характер. И вы это пронаблюдаете, прослушивая музыкальные произведения.
Ребята, какую цель мы поставим себе на уроке? Что нам нужно сделать для её достижения?
-Верно, ребята! Чтобы узнать о различных тембрах, нам нужно познакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием.
Внимательно прослушайте загадку, чтобы отгадать, какой это инструмент.
1.Это что за инструмент
Высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет,
Украшения на нём.
Голосов имеет много
Этот звучный великан
Он то ласковый, то строгий,
-Верно, это орган.(слайд 2)
Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение, который не имеет точных копий себя во всём мире.
Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии. Он изобрел водяной орган – гидравлос.
Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях.
Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.
Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.
Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.
Предлагаю вам прослушать одно из его произведений и прочувствовать глубину звучания органа.
(Включает произведение И.С.Баха Фуга)
— Как голос-тембр инструмента передал нам настроение музыки? Какое настроение у вас вызвала музыка? Что вы себе представили?
-Ребята, отгадайте ребус, чтобы узнать название следующего музыкального инструмента. Какое же слово там спряталось?
2. Клавесин – один из старейших клавишных инструментов.(слайд 3)
Звук у клавесина извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля,
Звук клавесина — блестящий, но малопевучий), тембр звука как бы стучащий или колючий, не зависит от характера удара по клавишам. Два века назад, изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами, которые называли мануалами, Эти клавиатуры располагались одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше). В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно.
Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент и пронаблюдать за игрой на клавесине.
(видеофрагмент с исполнением произведения И.С.Баха «Итальянский концерт» на клавесине
Как голос-тембр инструмента передал нам настроение музыки? Какое настроение вам передала музыка? О чём рассказала вам? Что вы себе представили?
Название следующего инструмента вы узнаете из следующей загадки:
Слог первый без труда даётся –
Так мера площади зовётся.
А слог второй узнает тот,
Кто назовёт одну из нот.
Арфа — многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук. Арфа представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Тембр арфы нежный, серебристый, звук несильный, постепенно замирающий. В симфоническом оркестре появление арфы придаёт звучанию нарядность, красочность.
Играют на арфе способом быстрого перебора струн – глиссандо. Это вы сможете пронаблюдать в следующем видеофрагменте.
(исполнение на арфе К.Дебюсси «Лунный свет»)
Как голос-тембр инструмента передал нам настроение музыки? Какие образы и картинки вы представили? С чем можно сравнить звучание арфы?
1.Блестящая и медная
Так здорово дудит,
Что наша кошка бедная
Под тумбочкой сидит.
2. Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят…
Труба относится к группе медных духовых инструментов. Ее прообразом были инструменты, изготавливаемые в древности из рогов животных. Позднее, когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы. Труба была прежде всего сигнальным инструментом в войсках, в Средние века их применяли в рыцарских церемониях, брали с собой в походы.
Ребята, теперь трубу используют не только на военных парадах, но и в оркестрах. Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент со звучанием этого музыкального инструмента.
(видеофрагмент П.И.Чайковский Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро»)
Какое настроение вам передала музыка? Какие образы и картины вы представили?
Он стоит на трёх ногах,
Сам чёрный, в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль,
Рояль является разновидностью фортепиано, которое появилось около трёхсот лет назад в Италии. Мастер из Флоренции Б.Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано». Целая система молоточков ударяет по струнам с любой быстротой и силой. Среди многочисленных предшественников фортепиано – клавесин и клавикорд.
В наше время существует две основные разновидности фортепиано: рояль, предназначенный для концертного исполнения, и пианино, используемое дома.
Ребята, предлагаю вам прослушать произведение «», исполняемое на фортепиано.
(включает играют дети– фортепиано)
— Как голос-тембр инструмента передал нам настроение музыки? Как звучало фортепиано?
-Ребята, с какими музыкальными инструментами мы с вами познакомились? Какие инструменты вам запомнились своим звучанием? Как по звучанию они различаются между собой?
-Ребята, один мой знакомый музыкант вчера рассказал очень забавную историю, которая с ним случилась. И я хочу поделиться ею с вами.
У него есть рояль, на котором он любит исполнять музыку. Но как-то он услышал, что он стал фальшиво играть, и вызвал настройщика. А когда тот открыл крышку. он увидел мышь. Ребята, представляете: эта мышь подпевала под звуки рояля моего знакомого. Но он не стал прогонять, а наоборот, подружился с ней. Теперь они выступают на концертах вместе.
И даже песенку про неё спел. И она мне так понравилась, что я решила разучить её с вами.
-Ребята, прежде чем разучить песенку, прослушайте её.
Прослушивание первых двух куплетов.
Какое настроение у вас после песни? Какой вы представили себе эту мышь? Как вы думаете, почему мышь подпевала музыканту?
-Теперь мы с вами разучим две строчки из первого куплета.
-Затем следующие две строчки.
-Затем весь куплет.
-Теперь пропоём его под музыку. Приняли певческую установку, приготовились. Делаем вдох и вступаем по моей руке.
-Теперь разучим второй куплет. Сначала разучим две строчки из этого куплета.
-Затем следующие две строчки.
-Теперь исполним этот куплет.
-Ребята, а теперь мы станем музыкальными мышками и споём эту песню.
Предлагаю вам сделать это с движениями.
На первые две строчки мы перепрыгиваем с места на место, влево –вправо. Затем ставим ладошки на макушке и делаем ушки. На припеве ритмично хлопаем в ладоши.
На второй куплет мы разводим руками. Затем топаем ножками и стучим кулачком по ладошке. И снова хлопаем в ладоши.
-Ребята, перед вами лежит черно – белая картинка. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
А для чего нам нужны цвета?
Верно, ребята. Музыка без тембра, как рисунок без краски – пустая и безжизненная. И чтобы наш рисунок зазвучал, предлагаю вам его раскрасить разными цветами: чем ярче цвета – тем интереснее рисунок.
(Включает музыку «Шутка» И.С.Баха)
— Наш урок подходит к концу и я предлагаю ответить на вопросы .
1. Что такое тембр?
2. Зачем же нужны разнообразные тембры?
3. С какими инструментами мы сегодня познакомились?
Все верно, тембры делают музыку красочнее, разнообразнее. И такая музыка обязательно и душу излечит, и прекрасное настроение создаст.
Источник
Тембры — музыкальные краски. 6 класс. Разработка урока
УМК: Музыка. 6 класс: по Программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:
- Науменко, Т.И., Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.– 6 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.– 117
- Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия.– М.: Дрофа, 2009, 2CD
- Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2009.– С.72
- Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.– М.: Дрофа
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Источники:
- Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак-М.: Дрофа, 2010. – С. 53
- Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.– С. 53
- В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.– С.71
- Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.– М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).– 2007.– С.8
- О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».– М. 2010.– С.4
- Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.– М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.– 40 с.
- Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».– 2009.– С. 4; 5
Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.-М.: 1984.-C.141
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе/ Под ред. Л.А. Рапацкой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – C.185
- Слово о музыке: рус. Композиторы XIX века.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.– 2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1990.– С. 191
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VI –VIIкл. ДМШ. Учебник.-М.: Музыка.-2000.– С.106
- Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.– 7-е изд. М.: Музыка: 1979.-С.48
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие
Оценочный лист обучающегося на уроке:
- «Лучший собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)
- «Лучший исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия – Учебник, Рабочая тетрадь)
- «Лучший слушатель» (слушание музыки)
- «Лучший исполнитель» (исполнение песенного репертуара)
Запись в тетради:
Тема урока: Тембры – музыкальные краски
- расширить знания о тембре
- услышать роль тембра в создании музыкально-живописного образа
2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний
Учитель: В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР. Так, оргáн и флейта звучат по-разному. Приложение 1.
Запись в тетради: Тембр – «окраска звучания»
Учитель: Как вы думаете, почему музыкальные тембры часто сравнивают с красками в живописи.
Ученик: Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния.
(Ученик находит развёрнутый ответ на странице 117 учебника «Музыка»).
Учитель: Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».
Ученик: Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Ученик: Музыка состоит из разнообразия воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.
Ученик: …(свой вариант ответа)
Учитель: Рассмотрим Нотный пример 38, страница 117 нашего учебника.
Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского–Корсакова (Приложение 2, приложение 3)
Композитор указал музыкальный темп Lento (медленно), солирующий инструмент – СКРИПКА из семейства струнных смычковых инструментов (она представлена на иллюстрации) и определил характер звучания (выразительно).
Учитель: Что известно о характере звучания скрипки?
Ученик: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.(Наш учебник, страница 118, помогает вспомнить ранее приобретённые знания)
Запись в тетради: Скрипка – певучая, песенная.
Слушание музыки: CD 2, № 8. Н. Римский–Корсаков, Тема «Шехеразады», Из сюиты «Шехеразада», фрагмент
Учитель: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?
Ученик: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. (Помогает наш Учебник раскрыть ещё одну способность скрипки).
Продолжаем запись в тетради: -виртуозная
Учитель: Действительно, эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать её для передачи звуков не музыкальной природы! Сегодня мы послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля.
Ученик: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
Учитель: Перед слушанием музыки изучим Нотный пример 39, страница 118. Указан быстрый темп «виваче» – «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.
Слушание музыки: CD 2, № 9. Н. Римский–Корсаков, «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент
Учитель: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Приложение 5. Инструмент представлен на иллюстрации страницы 119. Что мы знаем о характере звучания виолончели?
Ученик: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.
Запись в тетради: Виолончель – теплота, глубина звучания
Учитель: Эта удивительная способность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 119 представлена иллюстрация инструмента и Нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).
Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Прочитаем задание.
Ученик: Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят.
Выполняется задание: «короткая ленточка» – вписываем слово «виолончель», «длинная ленточка» – «струнная смычковая группа».
Слушание музыки: CD 2, № 10. С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), фрагмент
Учитель: На нашем уроке мы услышим и тембр инструмента из семейства деревянных духовых – тембр ФЛЕЙТЫ. Приложение 6.
На странице 120 учебника представлена её иллюстрация. Где лёгкость, изящество и грация в музыке, там и царствует флейта. Как вы думаете, что характерно для тембра флейты?
Ученик: Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие.
Учитель: «Шутка» И.С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра – пример такого изящно – юмористического звучания флейты. В Нотном примере 41 увидим «ажурную», «порхающую» нотную запись партитуры для флейты.
Учитель: Вновь откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Продолжим выполнение задания. Какой музыкальный инструмент, группу симфонического оркестра вы впишите?
Ученик:«Короткая ленточка» – вписываем слово «флейта», «длинная ленточка» – «деревянная духовая группа».
Слушание музыки: CD 2, № 11. И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра, фрагмент
3. Вывод
Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?
(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)
- Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
- Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
- Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
- Музыка неотделима от тембра
- . (Свой вариант ответа)
Запись в тетради: Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр (или запись вывода ранее озвученного)
4. Домашнее задание
Дневник музыкальных наблюдений (С.18)
Учитель: На уроке вы расширили свои знания о тембре, слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Прочитаем в Дневнике музыкальных наблюдений, страница 18 задания.
1. Какими инструментальными тембрами наделили бы различные звуки природы?
Переливы морских волн …
2. Можно ли «озвучить» молчащую природу, наделить собственным тембром
могучее дерево (дуб)…
(Ввиду того, что задание определяется в рамках изучения материала только данного урока, то есть тембра скрипки, виолончели, флейты, то ответы звучат уже на уроке. Дома остаётся ответы только записать.)
5. Вокально-хоровая деятельность
Дневник музыкальных наблюдений, С. 72. «Скрипка», Стихи И. Пивоваровой, Музыка М. Славкина
Источник
Урок музыки по теме "Тембры – краски"
Все инструменты названы правильно. А помните ли вы их голоса? Проверим себя. Закроем глаза, сосредоточимся и представим себе: вот зазвучала арфа, запела скрипка, хрустально заиграл клавесин, зазвенела труба…
1. О.Мессиан “Страдания Христа” – орган, духовой инструмент, звук плывущий, мощный
2. И.С.Бах “Итальянский концерт” – клавесин, клавишный струнно-щипковый, звук отрывистый
3. К.Дебюсси “Лунный свет” – арфа, струнно-щипковый, звук переливающийся
4. П.И.Чайковский Неаполитанский танец из балета “Лебединое озеро” – труба, духовой, звук призывный, звонкий
Ребята, а теперь, кроме инструмента, назовите произведение и его автора:
5. М.П.Мусоргский “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” – фортепиано, клавишный, звук разнообразный
Остался один инструмент – скрипка. Давайте просто скажем, какой у нее голос: мягкий и настойчивый, певучий и резкий.
Мы уже знаем песню о скрипке, о том, как ее голос и мастерство музыканта вылечили бегемота. Давайте исполним песню, но сначала “гимнастика для голоса” – выполняется фонопедическая разминка.
Исполнение песни “Как лечили бегемота”, отработка выразительного исполнения.
Вы правильно определили все голоса. А что помогло вам справиться с этой задачей? – ответ “Помогло то, что все голоса разные”
А зачем нам много разных музыкальных тембров? – ответы детей “Чтобы музыка была ярче, разнообразнее, интереснее”
А в музыке разве не так же происходит? Обратите внимание: тембр – окраска звука. Можно с помощью разных тембров сделать музыку красочнее, ярче? – ответы.
Давайте и мы “раскрасим” музыку. Добавим музыкальных красок к пьесе “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)”. Каким тембрам вы бы доверили показать образ Бабы-Яги? – предположения детей.
А теперь послушаем, как с этой же задачей справился настоящий композитор. Вслушайтесь, каким стал этот образ, каким инструменты теперь главные
Слушание пьесы “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского
Источник
Adblockdetector