Все ядовитые цвета красок
JYuu
Цвета, окружающие человека, способны оказывать различное позитивное воздействие на психику и физическое здоровье. Впрочем, перебарщивать не стоит. При чрезмерной концентрации любой оттенок может вызвать раздражение. Однако среди многообразия тонов выделяют несколько таких, которые в принципе могут плохо отразиться на общем самочувствии. С какими цветами надо быть аккуратным? Статьи по теме:
Красные оттенки. Специалисты советуют очень осторожно использовать красный цвет в одежде или интерьере. Красных оттенков не должно быть много в жизни человека, иначе возникает существенный риск столкнуться с негативными последствиями. Так, к примеру, красный цвет способен повышать давление, он стимулирует кровоток и при любых кровотечениях нельзя окружать человека этим оттенком. Если вокруг преобладает красный, то постепенно это приведет к вспышкам агрессии, к раздражительности. Не рекомендуется использовать этот цвет в детских комнатах, в спальнях, так как он провоцирует чрезмерное возбуждение, держит нервную систему в сильном напряжении, вызывает бессонницу и может стать причиной различных аффективных реакций.
Желтые оттенки. Несмотря на то, что спектр желтого считается очень позитивным, солнечным, не каждый человек адекватно воспринимает подобные тона. Чрезмерное использование желтого в интерьере или одежде может вызвать утомление, спровоцировать обострение психических патологий. Теплые желтые тона, если их много вокруг человека, навевают тоску и уныние. Лимонный – отталкивает, может стать причиной неясной тревоги и постоянного внутреннего беспокойства. Желтые цвета противопоказаны людям, склонным к галлюцинациям. При перевозбуждении, повышенной температуре тела, во время обострений заболеваний печени и желчного пузыря нельзя окружать человека желтым цветом.
Черный цвет. Обилие черного оказывает давление на психику человека. Черные тона могут вызвать кошмарные сновидения, депрессию, спровоцировать ухудшение состояния при синдроме хронической усталости. Черный противопоказан меланхоликам, людям с заниженной самооценкой. Этот темный цвет у многих ассоциируется с трауром, кроме того, подобный оттенок постепенно делает человека замкнутым, нелюдимым, закрытым.
Синие оттенки. Синие тона часто ассоциируются со спокойствием и умиротворением. Однако если они преобладают в жизни человека, постепенно воздействие становится негативным. Синий цветовой спектр вызывает упаднический настрой. Не стоит обильно добавлять его в гардероб или интерьер, если хочется постоянно оставаться дружелюбным, открытым и энергичным. У некоторых людей синие тона могут спровоцировать депрессию. Кроме этого, данный цвет так же, как и красный, повышает артериальное давление, что может быть очень опасно для людей со склонностью к гипертонии. В моменты обострений болезней, затрагивающих ЖКТ, стоит оградить себя от обилия синего цвета, чтобы состояние еще больше не ухудшилось.
Серые тона. Серый – нейтральный цвет и цвет меланхолии. Он может успокаивать, но порой до такой степени, что человек теряет всякий интерес к жизни. Серые тона и полутона ухудшают состояние при депрессии, шизофрении. В интерьере серого не должно быть много, иначе уныние будет обеспечено.
Белый цвет. Обилие белого вокруг может вызывать у человека мысли о болезни, о душевных расстройствах. Этот цвет может стать источником беспокойства, тревоги, спровоцировать панические атаки. Он совершенно не подходит людям, которые от природы нерешительны и стеснительны. Белый тон усиливает стремление к одиночеству, делает человека угрюмым и замкнутым. В помещении, где слишком много этого оттенка, будет крайне тяжело работать: белый быстро утомляет, вызывает желание расслабиться и поспать.
Фиолетовый оттенок. Данный цвет может усиливать сексуальность, позитивно сказываться на творчестве и вдохновении. Однако чрезмерное использование фиолетового дома, на рабочем месте или в одежде может привести к частым перепадам настроения. Человек, окруженный данным оттенком, быстро выходит из себя, становится плаксивым, раздражительным, мнительным и нестабильным в целом. Фиолетовый постоянно держит мышцы тела в напряжении, из-за этого использовать этот оттенок для релаксации не стоит. Специалисты считают этот тон очень тяжелым, он угнетающе воздействует на нервную систему и на настроение, быстро утомляет.
Источник
Десять запрещённых красок
Вы можете думать, что вольны использовать любой цвет, какой захотите? Но существуют цвета, достать которые довольно трудно. Будь они токсичными, устаревшими, незаконными или защищёнными авторским правом, некоторые цвета попросту запрещены.
10. Коричневая мумия
В XVI веке в европейском искусстве стал появляться новый оттенок коричневого – «коричневая мумия». Вы можете подумать, что это просто творческое название, но на самом деле краска была изготовлена из настоящих измельчённых древних египтян. В XIX веке по Европе и США распространилась «египтомания»: люди использовали мумии в качестве декора, лекарств, бумаги и даже игр на мероприятиях по развёртыванию мумий. Точная техника изготовления краски сильно разнилась, и сегодня практически невозможно определить, как именно использовали это вещество в написании картин, но все варианты включали настоящую мумию.
Но не все знали, из чего на самом деле изготовлена краска. Когда один художник, Эдвард Бёрнс-Джонс, узнал истинное происхождение материала, который он использовал, он устроил импровизированные похороны мумии на своем заднем дворе. Но, как и в случае с самим Древнем Египтом, царству цвета пришёл конец. В 1964 году создатель краски «коричневая мумия» сообщил, что у них закончились мумии, заявив: «У нас осталось несколько странных конечностей, лежащих где-то, но их недостаточно, чтобы продолжать рисовать». Если вы хотите воссоздать этот оттенок сегодня, у вас могут возникнуть трудности с поиском материалов.
9. Vantablack
Vantablack– один из самых тёмных цветов, известных человечеству. Разработанный британской компанией Surrey Nano Systems в начале 2000-х, он может поглощать 99,965% видимого света. Он был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самое тёмное искусственно созданное вещество, пока материал с гораздо менее запоминающимся названием dark chamaleon dimers не сместил его с верхней строчки в 2015 году. Его можно использовать для защиты от света телескопов и инфракрасных камер, а также для сбора солнечной энергии. Он также может использоваться военными, например, для интенсивной маскировки.
Однако, если вы используете краску Vantablack для создания предметов современного искусства или украшения своей спальни, у нас для вас плохие новости. Если, конечно, вас не зовут Аниш Капур, потому что он обладает исключительной лицензией на использование продукта в искусстве. Капур, который известен созданием в Чикаго скульптуры «Клауд-Гейт» в форме фасоли, подвергся резкой критике за попытку присвоить цвет себе. Его коллега Стюарт Семпл нанёс ответный удар, создав несколько других цветов, в том числе Pinkest Pink, Black 2.0, Black 3.0 и Diamond Dust, которые разрешено использовать всем людям в мире… кроме Аниша Капура. Компания Nano Lab из Массачусетса также создала вещество, аналогичное Vantablack, известное как Singularity Black, которое доступно широкой публике, поэтому, если вы действительно хотите, чтобы что-то было как можно более чёрным, вы можете обратиться к ним.
8. Тирский пурпур
Королевские пурпурные оттенки веками ассоциировались с благородством, и эта связь сохраняется и по сей день. Во времена Римской Империи любой неблагородный, осмелившийся надеть пурпур, мог быть казнён. Королева Елизавета I запрещает всем, кроме своей семьи, носить его в рамках “Закона о роскоши”, который регулирует то, что может носить каждый социальный класс. Этот красновато-фиолетовый цвет даже считался похожим на засохшую кровь, что связывало королевских особ с идеей божественной родословной. Он стал популярным среди правящего класса в Египте, Персии и Римской империи, и это продолжалось до середины 1500-х годов.
Причина, по которой пурпурный краситель был настолько редким, заключается в том, что его было невероятно сложно и дорого производить. Финикийский город Тир был основным производителем краски, которая называлась тирским пурпуром, королевским или императорским пурпуром. Для извлечения пигмента нужно было собрать, расколоть и подвергнуть воздействию солнечного света сотни тысяч морских улиток (что приводило к поистине ужасному виду и запаху). Для процесса получения одной унции красителя требовалось до 250 000 улиток, что делало его непомерно дорогим почти для всех, а улиток этих найти можно было только в Средиземноморье. Одежда, изготовленная с помощью этого красителя, никогда не выцветала и была буквально на вес золота. В 1856 году химик-подросток Уильям Генри Перкин, работая над лекарством от малярии, случайно изобрёл гораздо более дешёвый пурпурный краситель. Эта новая краска, получившая название «лиловая», помогла пурпурному цвету стать доступным для всех.
7. Вермилион
Вермилион также известен как киноварь и китайский красный, но вы определённо не захотите, чтобы его смешивали у вас дома. Вермилион обязан своим красно-оранжевым оттенком ртути, и чем меньше частицы ртути, тем ярче красный киноварь. Его использовали почти 8000 лет, с тех пор как древние римляне привезли его из Испании и применяли в косметике и искусстве. Его также использовали для освещения средневековых рукописей. Заключённым и рабам поручали опасную работу по добыче киновари в испанских рудниках Альмадена, а затем её нагревали и измельчали до образования пигмента. Краситель также использовали в живописи эпохи Возрождения и, конечно же, в Китае, где он и получил своё альтернативное название. Там его смешивали с древесным соком и использовали в храмах, для чернил и керамики.
Древние китайцы создали синтетическую киноварь, но она по-прежнему была токсичной. В конце концов, в 20 веке художники предпочли ему красный кадмий, поскольку он был гораздо менее смертоносным и не переходил в красновато-коричневый цвет, как это было с киноварью. Яркий красно-оранжевый цвет до сих пор ассоциируется с традиционной китайской культурой,а также с удачей и счастьем.
6. Зелёный Шееле
В начале 1800-х годов в викторианском высшем обществе появился новый краситель. Немецкий колорист Карл Вильгельм Шееле создал оттенок зелёного, настолько яркий, что он стал популярным среди женщин, посещающих вечеринки по всей Западной Европе. Новая технология газовых ламп делала вечерние мероприятия ярче, а этот изумрудно-зелёный идеально подходил, чтобы заявить о себе как о современной и модной женщине. Вскоре зелёный Шееле можно было увидеть по всей Великобритании в платьях, обоях, коврах и искусственных растениях.
К сожалению, этот новый краситель был изготовлен из арсенита меди, который содержал смертельный элемент мышьяк. У женщин, которые носили ткани, окрашенные в этот цвет, появлялись волдыри. Семьи начало тошнить в их зелёных гостиных. Рабочие фабрики, которые ежедневно использовали краситель, страдали полиорганной недостаточностью. Одна из создательниц искусственных цветов по имени Матильда Шерер умерла ужасной смертью: её рвало зелёным, белки её глаз стали зелёными, и она говорила другим, что всё, что она видит, зелёное. Люди в то время знали, что мышьяк смертельно опасен при проглатывании, но шумиха вокруг зелёного Шееле помогла распространить идею о том, что это вещество может убивать и другими методами воздействия. Несмотря на то, что врачи и СМИ быстро обнаружили эту связь, люди не прислушивались к предупреждениям,отчаянно следуя моде, до 1895 года.
5. Свинцовые белила
Ещё в 4 веке до нашей эры древние греки, римляне и египтяне использовали этот густой белый пигмент в медицине, для макияжа и красок. Древнегреческие авторы Плиний и Веструвиус даже описывали его в своих трудах. Процесс его изготовления был довольно простым: пропитать металлический свинец уксусом, а затем соскоблить образовавшийся белый порошок. Многие производители и художники страдали тем, что назвали «коликами художника», которые мы теперь называем отравлением свинцом.
Густая консистенция свинцовых белил и высокая скорость высыхания сделали их фаворитом художников по всей Европе. Но свинец попадает в организм при вдыхании, проглатывании или всасывании и может привести к долговременному повреждению мозга и почек. Несмотря на то, что было ясно, что краситель смертельно опасен, художники не могли найти подходящей замены его кремовым тёплым тонам и использовали до тех пор, пока его не запретили официально в 1970-х годах.
4. Урановый оранжевый
В 1936 году керамическая компания Fiestaware начала выпускать новую яркую линию посуды. Блюда ярко-оранжево-красного цвета под названием Fiesta Red стали появляться в домах по всей Америке. Яркий цвет получали благодаря оксиду урана, который радиоактивен. С 1943 по 1959 год производство этих апельсиновых тарелок было приостановлено, поскольку уран запретили к использованию в гражданских целях, чтобы сохранить его для военных нужд. Когда производство возобновили, использовали другую форму урана под названием «обеднённый уран», который немного менее радиоактивен, чем его естественная форма.
В производстве многих тарелок того времени использовали радиоактивные материалы, и EPA предупреждает, что сейчас они могут испускать альфа-, бета- и гамма-излучение. Красная посуда Fiesta производилась до 1972 года, когда линия была прекращена, но она по-прежнему пользуется большим спросом у коллекционеров, хотя на самом деле есть из таких тарелок не рекомендуют, особенно кислую пищу. Fiestaware по-прежнему производит столовую посуду, хотя цвета не соответствуют прежним из-за того, что для создания глазури больше не используют уран или свинец.
3. Радиевый зелёный
В 1908 году появился уникальный краситель. Он светился в темноте сам по себе ярко-зелёным цветом, что идеально подходило для часов и компасов, которыми теперь можно было пользоваться ночью. Радий появился на рынке в конце 1800-х – начале 1900-х годов, его использовали в напитках, конфетах, кремах и лосьонах, мыле, саунах и бассейнах. Светящийся радий стал ассоциироваться с идеей здорового свечения. Впервые часы с радием использовались в армии во время Первой мировой войны, а после распространились среди обычных потребителей.
На фабриках по росписи циферблатов работали группы молодых женщин и девушек, позже ставшие известными как радиевые девушки, а работа считалась художественной с доступом к этому забавному, недавно открытому веществу. Девушки облизывали кисти для рисования, чтобы придать им тонкость, а также обрызгивали краской своё тело и лицо, чтобы светиться в темноте на вечеринках. В 20-е годы у девушек начали проявляться признаки радиационного отравления. У них образовывались язвы, гнили челюсти и зубы, а некоторые умерли прежде, чем проблема стала очевидной. В 1928 году Грейс Фрайери её коллеги подали в суд на фабрику в Нью-Джерси, вызвав неистовство СМИ. Победили девушки. Многие из выживших согласились стать предметом изучения в 1950-х годах, и США значительно расширили своё понимание воздействия радия на организм. Радиевую краску для часов официально перестали использовать в 1968 году. Светящиеся в темноте товары сегодня чаще всего изготавливают с использованием фотолюминесценции, которая поглощает, а затем повторно излучает свет, и не является токсичной.
2. Красно-зелёный и сине-жёлтый
Эти два цвета не запрещены и не изготовлены из смертоносного материала. Проблема с этими цветами состоит в том, что их практически невозможно увидеть. Красный и зелёный компенсируют друг друга внутри человеческого глаза, как и синий с жёлтым. Сетчатка человеческого глаза позволяет нам принимать входящий свет и обращаться к определённому нейрону, чтобы распознать каждый цвет. Но эти пары цветов подавляют друг друга в мозгу, поэтому их нельзя увидеть одновременно.
Так было до 1983 года, когда учёные Хьюит Крейн и Томас Пиантанида провели эксперимент. Добровольцам показали полосы жёлтого/синего или красного/зелёного цветов. Каждый глаз был вынужден сфокусироваться на одном цвете с помощью айтрекера. Таким образом, глаза добровольцев были обмануты, что заставило их медленно смешивать цвета и создавать новый оттенок. Сообщается, что участникам было сложно описать цвета, поскольку для их обозначения не существовало слов. Когда в 2006 году Дартмутский университет и учёный По-Джанг Се провели повторное исследование, добровольцам дали цветовой картограф, чтобы попытаться сопоставить с ним невозможные цвета, которые они увидели, и некоторые выбрали коричневатый цвет под называнием «грязь» для сочетания красного и зелёного.
1. Жёлтая гамбоджа
В 1600-х годах Британская Ост-Индская компания привезла из Азии новый ярко-жёлтый пигмент. Жёлтую гамбоджу назвали в честь страны Камбоджа, которую раньше называли Камободжа – от латинского слова gambogium, означающего «пигмент». Его собирали в виде сока с бамбуковых побегов деревьев не менее десяти лет, а затем превращали в мелкий порошок или твёрдые гранулы, которые можно было размочить для рисования. Этот сок сам по себе был ядовитым, но это не единственная причина, по которой гамбоджане стал популярным. Цвет использовался в традиционной китайской живописи, но он быстро тускнел, и в наши дни его трудно распознать.
В середине 1800-х годов в Англии продавец змеиного масла по имени Джеймс Моррисон создал из гамбоджи «овощные пилюли Моррисона», которые действовали как сильное мочегонное и слабительное средство. Врачи быстро поняли, что гамбоджа раздражает кожу и даже в небольших количествах может оказаться смертельным лекарством. Также в 1980-х годах сотрудник компании по производству красок Winsor & Newton обнаружил пулю в куске гамбоджи и быстро выяснил, что пигмент был собран на месте массовых казней Красных кхмеров. В 2005 году компания Winsor & Newton прекратила использование гамбоджи и заменила его нетоксичной версией под названием «новая гамбоджа».
Источник
Ядовитые краски — самые смертоносные цвета в истории
На протяжении всей истории древние цивилизации использовали краски для окрашивания одежды, предметов. Некоторые краски были великолепны и поразительны, но также и смертельными.
Большинство красок изготовлялись раньше из природных, как органического, так и неорганического происхождения. С наступлением научной и промышленной революций ассортимент появились синтетические краски.
Белый свинец
Одной из наиболее часто используемой краской, представляющей угрозу для здоровья человека, является свинцово-белый (также известный как белый свинец), можно охарактеризовать как яркий, но смертельный.Этой краске как минимум 2500 лет назад, что делает ее одной из самых ранних красок, которыми пользовались люди.
В древнем трактате описывается изготовление такой краски. Свинцовый белый цвет можно получить, смешав металлический свинец с уксусом.
Свинцово-белая краска была фаворитом среди европейских художников, использовалась древними египтянами, греками и римлянами для приготовления мазей и косметики, что имело тяжелые последствия.
Свинец чрезвычайно вреден для людей и животных и может быть введен в организм одним из трех способов — вдыханием, впитыванием кожи и проглатыванием.
Вплоть до 19-го века свинцово-белая краска была единственной белой краской, используемой в европейской живописи. Только в течение 20-го века, альтернативная белая краска — белый диоксид титана, стал доступен для художников.
Красный свинец
Свинец белый — не единственная краска, содержащая свинец. Красный свинец, получают из реки Minius на северо-западе Испании.
Именно оттуда природный минерал добывался в древности. Использование природного свинцового красного прекратилось, как только была обнаружена искусственная форма пигмента.
Красный свинец был обнаружен случайно, когда свинцовый белый был брошен в огонь, и отмечает, что искусственный продукт был намного лучше, чем натуральный. Красный свинец использовался в Египте, использование красного свинца также было обнаружено на востоке, например, на настенных росписях в центральном Китае, и на буддийских настенных росписях из Афганистана. Красный свинец также широко использовался в средневековых рукописях.
Желтый Неаполь
Еще одной опасной краской, в которой присутствует свинец, является желтый антимонат свинца, известный также как желтый Неаполь. Краска представляет собой соль двух высокотоксичных металлов, свинца и сурьмы, и поэтому является чрезвычайно ядовитым.
Желтый Неаполь первоначально использовался в Древнем Египте и Месопотамии в качестве желтого красителя и помутнителя в стеклах и глазури.
Сейчас желтый антимонат свинца заменяли сначала желтым хромом, а затем желтым кадмием.
Токсичная ртуть в киновари
Свинец не единственный химический элемент, который опасен для человека. Ртуть — это еще один элемент, известный сегодня своей летальностью, который содержится в киновари, минерале, который использовался в древние времена для производства ярко-красной краски, известной как киноварь.
Несмотря на свою токсичность, ртуть с давних времен использовалась как минерал для производства киновари. Киноварь разбрасывали в могилах, считая, что она способна сохранить тела мертвых. Киноварь была также важным минералом в древней китайской алхимии и была одним из компонентов, необходимых для изготовления камня легендарного философа.
Киноварь была также известна древним римлянам.
Искусственная киноварь появилась в 8-м веке нашей эры, и считается, что этот процесс был открыт китайцами. Вполне вероятно, что это знание было принесено на Запад арабами. В течение столетий после ее открытия искусственная киноварь широко использовалась западными художниками.
Зеленая краска
В отличие от других упомянутых выше пигментов, следующая смертельная краска не существовала в древнем мире и был изобретена только в 18 веке. Зеленый цвет был получен на основе мышьяка — смертельного яда и использовалась не только для картин, но и для разнообразных товаров повседневного спроса, включая обои, ткани и даже некоторые детские игрушки.
Вскоре была изобретена изумрудно-зеленая краска, известная как парижский зеленый и тоже на основе мышьяка.
Изумрудно-зеленый цвет продолжался использоваться в качестве краски вплоть до 1960-х годов в Европе и Соединенных Штатах. А как инсектицид до начала 1980-х годов.
Известной возможной жертвой изумрудно-зеленого был Наполеон Бонапарт. После поражения в битве при Ватерлоо в 1815 году французский император был сослан на остров Святой Елены, остров в Южной Атлантике, где он оставался в комнате, окрашенной в зеленый цвет.
Урановый апельсин — радиоактивная краска
Это продукт 20-го века. В отличие от остальных красок, описанных здесь, урановый апельсин не использовался художниками, а только для керамики.
В 1936 году в Соединенных Штатах была представлена линия глазурованной керамической посуды. Посуда выпускалась в пяти цветах — красный, синий, зеленый, слоновая кость и оранжевый, причем оранжевый — самый популярный цвет. Чтобы получить этот цвет, добавили оксид урана.
С начала производства до 1943 года использовался природный уран. Во время Второй мировой войны поставки урана для компании производящей посуду, были остановлены правительством, так как это было необходимо для производства ядерного оружия. Когда в 1959 году производство краски возобновилось, вместо него использовался обедненный уран.
Излишне говорить, что уран является радиоактивным элементом, и употребление его в пищу с глазурью на основе урана увеличивает риск развития опухолей или рака, особенно в желудочно-кишечном тракте. Современная посуда, к счастью, не радиоактивна, так как обедненный уран использовался в керамической глазури только до 1972 года.
Многие химические вещества, которые мы используем сегодня в косметике, предметах домашнего обихода и даже в продуктах питания, вредны.
И не факт, что у каждого из нас дома нет токсичных предметов быта с использованием вредных химических веществ.
Источник
История моды: почему зеленый цвет считался опасным?
Оказывается, наряды XIX века таили в себе смертельную опасность.
Разговоры об экологичности индустрии моды возникли не только сейчас. Если углубиться в историю моды, можно обнаружить, что некоторые наряды в буквальном смысле отравляли тех, кто их носил, и заодно окружающих. Анастасия Комаровская, научный сотрудник музейно-выставочного центра «Музей Моды» и автор цикла лекций «Гадкая мода» рассказала, почему модницы раньше избегали зеленый цвет.
Этот цвет было сложно получить, легко потерять и практически невозможно сохранить до изобретения стойких красителей. Дурная слава не оставляла зелёный вплоть до конца XVIII – начала XIX века.
В 1778-м химик Карл Вильгельм Шееле (умерший от отравления токсическими веществами), получил необычный цвет «Зелень Шееле», сделав гремучую смесь из белого мышьяка, калия и медного купороса. Он знал, что краска, получившаяся на их основе, ядовита, но ему удалось первым получить яркий и стойкий оттенок зелёного. Именно он приобрел невероятную популярность в XIX веке, потому что прекрасно вписывался в концепцию романтизма (интерес к пейзажу), и помогал смириться с индустриализацией (напоминал о природе).
Слева направо полотна немецкого художника Георга Керстинга, на которых можно увидеть «Зелень Шееле»: Молодая женщина вышивает у окна. Вышивальщица у окна. Рабочий кабинет Рейнхарда.
В 1814 году в Швейнфурте (городок во Франконии, Германия) синтезировали ещё более яркий зелёный цвет оттенка «изумруд», который получил название «Швейнфуртская зелень», там же располагалось и крупное производство красителя. Новые красители были настолько востребованными, что ими в конечном итоге начали красить всё – от обоев до ликёров и конфет. А к 1870-му в Англии выяснили, что в 40 кв.см. зелёных обоев содержится столько мышьяка, что можно отравить двух взрослых и что с них регулярно испаряется 3,88 г. мышьяка… Обои успели отметиться и в искусстве: художник Георг Керстинг невольно запечатлел на многих своих полотнах комнаты с модными зелёными обоями, которые, скорее всего, были ядовиты.
Отголоски страха перед мышьяком можно найти и в модной прессе тех времен. Так, «Вестник моды» за 1885 год писал:
«Сначала нашли,что зеленые обои содержат мышьяк и бывают причиною медленного отравления. Теперь оказывается, что английские врачи осудили за то же самое и белые обои, обыкновенно употребляемые для оклейки зал. Обои эти, смотря по степени белизны, содержат от одного до двух сантиметров мышьяку на один квадратный фут. Нужно быть весьма осторожным в обращении с подобными обоями, так как при малейшем трении мышьяк отделяется и развеивается во вдыхаемом воздухе».
Источник